Древнего Востока

Общая характеристика политико-правовых воззрений

ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Периодизация истории политических и правовых учений

Периодизация истории политических и правовых учений необходима для понимания логики развития воззрений на государство и право.

Подходы к периодизации:

1) формационный. Делит историю на формации (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая, коммунизм). Недостаток данного подхода заключается в том, что смена формаций не всегда влечет к смене государственного строя; большинство теорий сложно отнести к конкретной формации;

2) исторический. Ориентирован на выявление связи политической доктрины с интересами конкретного класса (периоды: Древний мир, Средние века (Возрождение и Реформация), Новое время и Новейшее время);

3) социетальный. При данном подходе политико-правовые доктрины рассматриваются с точки зрения их культурной, религиозной и социально-экономической обусловленности; принимается во внимание соотношение государства и общества, при котором обеспечивается определенная степень индивидуальной свободы личности, её гарантии и роль в процессе.

Этапы:

1) традиционное общество (ΙV тыс. до н.э.- начало XVI в.).

Для данного периода характерна зависимость индивида от общества и государства, его социальной принадлежности. Государство в этот период при помощи права определяет социальную структуру и устанавливает права и обязанности различных социальных групп.

Для политико-правовых доктрин характерна классификация людей по их социальному статусу.

2) Становление гражданского общества (XVI-XVIII вв.). Этому способствовали периоды Возрождения, Реформации и Просвещения. Здесь возникают, обосновываются и претворяются в жизнь принципы ограниченного правления, равенства всех социальных групп перед законом и судом, возрастает роль права в регулировании общественных отношений, формируются международные стандарты общения государств.

3) Современный этап гражданского общества (XIX-XX вв.). Для данного периода характерно усложнение отношений государства и индивида и многообразие подходов к объяснению политико-правовых явлений.

 

 

2.1. Общая характеристика политико-правовых воззрений Древнего Востока

2.2. Политико-правовая мысль Древнего Египта, Древнего Израиля

2.3. Политико-правовая мысль Древней Индии

2.4. Политико-правовая мысль Древнего Китая

 

Возникновение и содержание политико-правовых воззрений Древнего Востока обуславливается следующими закономерностями в их развитии:

1) характером социально-экономических отличий государств Древнего Востока – Египет, Индия, Китай, Персия, Вавилон, Израиль. В этих государствах господствовало патриархальное натуральное хозяйство, государственная и общественная собственность на землю. Верховным владельцем земель является правитель;

2) особой культурной традицией – для мировоззрения Древнего Востока характерно постоянное постижение истины, объяснение общекосмического единства мира и человека, гармонии небесного и земного; один из главных аспектов делается на отрешённость от мировой суеты.

Политико-правовые учения на Древнем Востоке выполняют следующие функции:

· целеполагание и мобилизация;

· духовное освоение мира и объяснение его порядка;

· легитимизация власти, существующего социального и политического порядка.

Черты политико-правовых учений Древнего Востока:

1) традиционализм;

2) религиозно-мифологическая форма представлений о государстве;

3) связь с природой;

4) условия жизни общества обосновываются как божественное установление;

5) политико-правовые теории не представляют обособленной формы знаний, являются частью мифологического мировоззрения, что объясняется неструктурированностью в то время человеческого мышления;

6) прикладной характер (политика рассматривается как искусство управления, государственная власть персонализирована);

7) защита в разных теориях господствующего класса.

Таким образом, в государствах Древнего Востока политико-правовая мысль представляет собой своеобразную смесь религиозных верований, мифологических представлений, моральных запретов и поучений прикладного характера.