Общерусский характер Московского летописания XV в.

Ведущая роль в развитии исторической мысли в XV в. принад­лежала Московскому летописанию, которое было сосредоточено при дворе великого князя. Московское летописание знаменует со­бой новый этап в развитии исторической мысли, связанный с таким важным событием, как образование централизованного государ­ства, когда Москва "стала основой объединения разрозненной Руси в единое государство с единым правительством, с единым руко­водством". Объединение русских земель в единое государство с центром в Москве было ведущим историческим процессом.

Местное летописание - Новгородское, Псковское, Тверское - отражало местные, а не общерусские интересы, оно в известной мере еще придерживалось идеологии периода феодальной раздроб­ленности.

Московские летописные своды XV в. выдвигали большие ис­ториографические задачи: дать историю не одной земли, а всей Русской земли. Московские своды использовали летописи других княжеств.

Один из таких сводов, известный под названием Троицкой летописи, был составлен в 1408 г. Подлинник его погиб во время пожара 1812г. в Москве, но текст восстановлен учеными по дру­гим спискам и комментариям Н. М. Карамзина в труде "История государства Российского".

Троицкая летопись - общерусский свод, в котором помещены материалы не только московского, но и новгородского, владимиро-суздальского, псковского, тверского и другого происхождения.

По Троицкой летописи история Московского княжества пред­ставлена как продолжение истории Киевских и Владимирских кня­зей. В ней проводится мысль о первенствующей роли Москвы в объединении русских земель. Московский летописец критически относится к сепаратизму новгородского боярства, выступает про­тив их конфликтов с московскими великими князьями.

В Софийской первой летописи (1472 г.) и Ново-Московском своде (1479 г.) московские князья показаны прямыми наследника­ми киевских князей. Они ведут свой род от Владимира Святосла­вича, через Владимира Мономаха, Всеволода Большое Гнездо, Александра Невского, Дмитрия Донского. Эта историческая схе­ма создавалась для обоснования власти Московских государей. На нее опирался и Иван Грозный в переписке с князем Андреем Курбским.

Софийская первая летопись дает себе и общерусское название "Летописей Русской земли", в то время как Тверской свод имел только местное название - "Предисловие летописца княжения Твер­ского благоверных великих князей тверских". Московская лето­пись ставила своей задачей описание всей русской земли, Тверс­кая летопись освещала судьбы тверских князей.

Летописные своды XV в. представляли большие историчес­кие произведения, составленные на основе многочисленных и раз­нообразных источников. Одним из основных источников были ис­торические сказания, в которых авторы проводили определенные классовые и политические идеи. Большинство сказаний XIV-XV вв., включенных в летописи, отражали стремление широких кру­гов феодалов и горожан к борьбе с феодальной раздробленностью. Именно в этих исторических условиях возникает повесть о борьбе Василия Темного с Дмитрием Шемякой, где автор был целиком на стороне великокняжеской власти и выступал против Шемяки - сто­ронника феодальной раздробленности.

Историография XV в. была историографией господствующе­го класса феодалов. Лишь в новгородских летописях иногда про­глядывали симпатии к крестьянам и городским низам. Но и в Мос­ковское летописание под влиянием народных сказаний проникали народные герои.

В XV в. летописные своды постепенно начинают уступать свое место историческим сказаниям. Стала меняться и форма летопис­ного повествования. Общерусские своды XV в. решительно отбра­сывают второстепенные подробности из источников, авторы про­изводят коренную редакцию идеи. Московские летописи все более отходят от церковных мотивов, занимаясь главным образом граж­данской тематикой.