Подготовка и выпуск номера.

Подготовкой номера к печати в республиканских газетах руководит секретариат. В районной прессе, а также во многих негосударственных изданиях эта задача возложена на выпускающего или главного редактора. Работа над номером складывается из нескольких последовательных процессов. К ним относятся правка текстов, корректура, составление плана номера, поиск иллюстраций, макетирование полос, их вычитка, вывод полос на пленки, печать газеты в типографии.

В каждой газете существует четкий график верстки номера. За его соблюдением следит выпускающий редактор (ответственный секретарь). Как правило, вначале верстаются внутренние и последние полосы. Материалы для них журналисты готовят заранее. В последнюю очередь (как правило, в последние два часа работы над номером) сдаются на верстку первая и вторая полосы газеты, содержащие новости и другую оперативную информацию.

Чтобы обеспечить правильное, четкое размещение материалов на полосах и привлекательный внешний вид газеты, в большинстве газет составляют макеты. Под макетом номера понимают его графический план, наглядно показывающий размещение текстов и иллюстраций на полосах, место и конфигурацию каждой из публикаций. Для составления графического макета берут чистый лист бумаги (иногда равный величине газетной полосы, но обычно меньшего размера). Этот лист разделяют вертикальными линиями на колонки по числу колонок полосы. Затем на него наносят план полосы.

При составлении макета каждой полосы тщательно подсчитывают количество строк (знаков) текста, а также место, которое займут заголовки и иллюстрации. Как правило, на полосе формата А3 помещается 10-12 тыс. знаков и 1-2 иллюстрации. Современная компьютерная техника многое изменила в процессе подготовки макета и верстки номера. Программа Adobe PageMaker позволяет быстро макетировать полосы, изменять количество колонок, вставлять новые фотографии, менять кегль, шрифты и проч.

Практика выработала различные формы подачи материалов на полосах. Помимо отдельных индивидуальных публикаций, существуют подборки материалов на определенную тему, тематические страницы и развороты, спецвыпуски «газета в газете», тематические номера. Исходя из значения статей, заметок или подборок материалов им отдают то или иное место на полосе. Номер газеты должен соответствовать выработанным редакцией критериям выразительности, тематической направленности, в нем должно быть четко выявлено главное для основных групп читателей.

Примерная структура номера газеты включает в себя три группы материалов:

— материалы основной тематики, состоящей, как правило, из нескольких проблемных или тематических направлений;

— материалы вспомогательной тематики, которые в количественном и качественном отношениях уступают материалам первой группы, но необходимы для придания СМИ разнообразия;

— материалы справочно-информационного характера, большая часть которых не обязательна с точки зрения основных функций СМИ, но дает сведения разного характера (программа телепередач, репертуар кинотеатров, гороскоп и т.д.).

Проблемные публицистические материалы первой группы играют главенствующую роль. Однако неправильно поступают в тех редакциях, где ограничиваются исключительно масштабными серьезными публикациями и сводят к минимуму количество материалов второй и третьей групп. Должны быть представлены публикации положительные и критические, информационные и аналитические, крупные и небольшие. Это позволяет активизировать внимание читателей, создавать каждый раз интересный, сбалансированный номер газеты или журнала.