Комбинированное использование методов мозговой атаки

 

А) Двойная прямая мозговая атака

 

Заключается в том, что после проведения ПМА делается перерыв от 2-х часов до 2 –3 дней и ещё раз повторяется ПМА.

Смысл такого порядка – по пословице «Хорошая мысля приходит опосля». Т.е. во время перерыва включается в работу мощный аппарат решения творческих задач – подсознание человека, синтезирующее неожиданные фундаментальные идеи.

 

Б) Обратная и прямая МА (прогнозирование развития техники)

 

Сначала с помощью ОМА выявляют все недостатки существующего изделия и выделяют среди них главные. Затем проводят ПМА с целью устранения выявленных главных недостатков и разрабатывают эскиз нового технического решения, в котором устранены или учтены эти недостатки.

 

В) Прямая и обратная МА (прогнозирование недостатков ТО)

 

Сначала проводят ПМА и делают эскизы наиболее перспективных технических решений, затем проводят ОМА и выявляют возможные недостатки этих решений.

 

Г) Мозговая атака с оценкой идей

 

Предназначена для решения сложных конструкторских задач и выполняется в три этапа:

1. Проводят ПМА. Составленный общий список идей передаётся каждому участнику совещания для индивидуального отбора им 3 – 5 лучших идей с указанием их преимуществ. При этом разрешается добавлять свои новые идеи.

2. Каждый участник сообщает об отобранных им идеях. По каждой проводится короткая (5 – 1- мин) МА с целью:

- выдвижения идей по улучшению предложенного варианта;

- выявления недостатков;

- выдвижения идей по устранению недостатков.

В результате обсуждения составляют таблицу положительно-отрицательной оценки идей. Каждому участнику даётся задание выбрать из таблицы независимо от других один или два наилучших варианта и представить по ним эскизы технических решений.

3. Обсуждаются представленные эскизы с целью ранжирования их от лучших к худшим. Составляются предложения с описанием наилучших технических решений.

Принимают решение о проведении патентных исследований и составлений заявок на изобретения по патентоспособным техническим решениям, а также составлении рацпредложений.

 

Основные ошибки мозговой атаки:

- Отсутствует чёткая цель;

- Идеи и решения критикуются;

- Ведущий (фалиситатор) довольствуется несколькими идеями;

- Мозговая атака не приводит к практическим шагам.

 

Слабые стороны мозговой атаки:

-Эффективна только при решении несложных задач (в основном, организационных проблем).

- Успех «атаки» (сессии) во многом зависит от квалификации ведущего.

- Противоречие мозговой атаки: «регламент – свободное течение идей».