V. Задачи занятия

III. Мотивационная характеристика темы

II. Общее время занятий

1. Введение. Обоснование важности и актуальности темы – 15 мин.

2. Оценка исходного уровня знаний (письменный контроль) – 15 мин.

3. Разбор основных вопросов – 115 мин.

4. Отработка практических навыков в операционной и палатах ОАРИТ – 115 мин.

5. Разбор протоколов наблюдения больных, чтение рефератов, решение ситуационных задач – 60 мин.

6. Заключительный контроль знаний и навыков – 30 мин.

7. Подведение итогов, задание на следующее занятие – 10 мин.

Черепно-мозговые травмы остаются основной причиной смертности людей молодого возраста в развитых странах. Для выживших это часто значительные личные страдания, проблемы для семьи и существенный рост социальных затрат для общества.

Основные механизмы нейротравмы определяются не только первичным воздействием в момент травмы, но и действием различных повреждающих факторов в течение последующих часов и дней, так называемых факторов вторичного повреждения мозга (ВПМ). Если тяжесть первичного повреждения мозга определяет исход на догоспитальном этапе больных с тяжелой черепно-мозговой травмой (ТЧМТ), то от развития и действия факторов ВПМ зависит клинический прогноз и исход острого и отдаленного периодов ТЧМТ.

Ангиоспазм церебральных сосудов является одним из самых серьезных осложнений у больных с ТЧМТ, ведущих к инвалидизации или смерти больного. Центральной доктриной современного подхода к интенсивной терапии ТЧМТ является профилактика и лечение вторичных ишемических атак.

К основным вторичным повреждающим факторам относят артериальную гипотензию, гипоксемию, гипер- и гипокапнию, гипоосмоляльность и гипергликемию.

Компьютерная томо­графия и магнитно-резонансная томография позволили уточ­нить роль диффузных аксональных повреждений в патогенезе коматозного состояния при ТЧМТ. Внедрение результатов ис­следований в клиническую практику привело к значительному снижению летальности. В настоящее время она составляет 23—27% среди пострадавших с ЧМТ, нуждающихся в лечении в отделении интенсивной терапии.

 

IV. Цель занятия. Научить студентов патогенетически обоснованным подходам к диагностике и интенсивной терапии тяжёлой черепно-мозговой травмы, профилактике осложнений.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1. Патофизиологию и патанатомию отёка и набухания головного мозга, их отличия с точки зрения клиники и прогнозов.

2. Клинические проявления повреждения на разных уровнях головного мозга.

3. Основные направления интенсивной терапии ЧМТ.

4. Значение ИВЛ в регуляции внутричерепного давления.

5. Фармакотерапевтические подходы к ликвидации отёка мозга.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

1. Диагностировать тяжёлую черепно-мозговую травму.

2. Определить основные принципиальные направления интенсивной терапии.

3. Определить показания к хирургическому вмешательству.

4. Определить показания к проведению ИВЛ, дегитратационной терапии.

 

VI. Требования к исходному уровню знаний:

- патофизиология

- патанатомия

- неврология

- фармакология

- хирургия

- топографическая анатомия

VII. Контрольные вопросы из смежных дисциплин

1. Классификация черепно-мозговой травмы.

2. Патофизиология нарушения сознания при ЧМТ.

3. Показания к оперативному вмешательству при ЧМТ.

4. Фармакология осмодиуретиков.

 

VIII. Контрольные вопросы по теме занятия

1. Что такое кома?

2. Как на сегодняшний день проводится оценка глубины коматозного состояния?

3. Чем обоснована необходимость ИВЛ у больных ТЧМТ?

4. В чём сущность дегитратационной терапии при отёке мозга?

5. Каковы наиболее частые осложнения у данной группы больных?