ЗАНЯТИЕ 11
МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДИФТЕРИИ.
Общая цель занятия.
Научить студентов применять полученные знания по общей микробиологии в частной на примере возбудителей дифтерии, используя знание механизма развития данных инфекций в организме человека и основных методов микробиологического исследования.
Семейство:Сorynebacteriaceae
Род:Сorynebacterium
Вид:C. diphteriae - возбудитель дифтерии
А. Обсуждаемые вопросы:
1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме.
Б. Практическая работа:
1. Демонстрационный материал:
а) морфология дифтерийных палочек в мазках, окрашенных по Леффлеру и Нейссеру;
б) характер колоний дифтерийных палочек на средах Леффлера, теллуритовой среде Клауберга;
в) ферментативные свойства дифтерийных палочек (демонстрация);
г) определение токсигенности методом Оухтерлони;
д) биопреператы: АД, ДС, АКДС, АДС, противодифтерийная сыворотка, токсин Шика;
е) наглядные пособия: стенд-информация по теме: "Возбудитель дифтерии".
2. Этапы бактериологического метода исследования при дифтерии:
- ознакомление с бланками анализа;
- приготовление мазка с тампона, окраска по методу Нейссера, микроскопия;
- посев исследуемого материала на теллуритовыйагар.
3.МБП: АД, ДС, АДС, АКДС, токсин Шика, противодифтерийная сыворотка.
В. Вопросы для самоподготовки:
а) Какие микробиологические методы применяются для диагностики дифтерии?
б) Какой материал берется для исследования при подозрении на дифтерию и при обследовании на бактерионосительство?
в) Какие морфологические признаки присущи дифтерийной палочке?
г) По каким признакам дифференцируют типы гравис, митис и интермедиус?
д) По каким биохимическим признакам отличают дифтерийную палочку от дифтероидов?
е) Какими методами и как определяют токсигенность возбудителя дифтерии?
ж) Каковы пути и способы заражения дифтерией?
з) Как и с какой целью ставят пробу Шика?
и) Почему для микробиологической диагностики дифтерии необходимо выделение чистой культуры возбудителя и изучение его свойств?
к) Какие иммунопрепараты применяют для специфической профилактики дифтерии?
л) Какими факторами патогенности обладает возбудитель дифтерии?
м) Что поражает (какие органы и системы органов) дифтерийный токсин?
н) Каковы природа и структура дифтерийного токсина?
о) Каким образом возможно превращение нетоксигенной дифтерийной бактерии и токсигенную?
п) Каковы особенности современной классификации дифтерийных бактерий и какие критерии с этой целью используются?
Г. Письменное задание:
1. Записать состав среды Леффлера и теллуритовых сред.
2. Записать препараты для специфической плановой профилактики и лечения дифтерии.
3.Морфологические особенности дифтерийной палочки.
Рекомендуемая литература
а) основная литература:
1. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология / под ред. В. В. Зверева: учеб.: в 2 т. / под ред. В. В. Зверева.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 448 с. по 387 экз.
2. Поздеев, О. К. Медицинская микробиология: учеб. пособие.- /О. К. Поздеев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.- 768 с. 62 экз.
3. Хаитов, Р. М. Иммунология: учеб. с CD. / Р. М. Хаитов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.- 320 с. 65 экз.
б) Дополнительная литература:
1. Борисов, Л. Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология. / Л. Б. Борисов. - М.: МИА, 2002. - 736 с.92 экз.
2. Воробьев, А. А. Медицинская и санитарная микробиология: учеб. пособие./ А. А. Воробьев - М.: Академия, 2003. – 464 с. 463 экз.
3. Земсков, А. М. Клиническая иммунология: учеб./ А. М. Земсков. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005.- 320 с. 19 экз.
4. Коротяев, А. И. Медицинская. микробиология, иммунология и вирусология: учеб./ А. И. Коротяев. - СПб., СпецЛит, 2008.- 767 с. 8 экз.
5. Пожарская, В. О. Общая микробиология с вирусологией и иммунологией (в графическом изображении): учеб. пособие.- / В. О. Пожарская. - М.: Триада-Х, 2004. – 352с. 218 экз.
Зав.кафедрой микробиологии, профессор И.А.Базиков
ПЛАН ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО И ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПО КУРСУ ЧАСТНОЙ МИКРОБИОЛОГИИ.