Отношения языка и общества
Язык и общество. Проблемы социолингвистики:
1.Природа речевой деятельности. Язык и говорящий.
2.Развитие языков в связи с развитием общества.
3.Вопросы функционирования языка в обществе.
1. Речевая деятельность как индивидуальна, так и социальна:
диалогическая направленность речи на другого;
- усвоение языка исключительно процесс социальный;
- речевой акт совершается только в социальном контексте;
- все изменения в языке связаны с изменениями в обществе;
- вопрос языковой компетенции говорящего;
- цель языка (передача информации, познание мира) тоже социальна.
- Соотношение языка и дискурса– порождение высказывания в дискурсе.
- Вопрос о языковых фреймах.
- Вопрос о социолектах языка –выриантах, принимаемых в различных сферах употребления. Индивидуальный социолект.
2.Язык, его устройство, функционирование изучается только в связи с историей социального устройства общества. Наибольшим изменениям в истории языка и общества подвержена лексика.
Возникнув, язык живет как живой организм.
Внутренние закономерности развития: тенденция к совершенствованию и упрощению системы, каждая система занимается самонастройкой. Стремление к унификации, к упрощению, единообразию парадигм. Процессы падения редуцированных в слав.яз. – не только изменение фонетической системы, но и морфологической, устройства слова. Утрата двойств.числа, зват.падежа. Языки становятся системнее, «проще». Язык развивается по принципу экономии.
Внешние причины изменений – истории народов, политические системы, социальная дифференциация общества, функции членов общества, ролевые игры (изменения в основном лексические). Внешние – связаны с изменениями в обществе, с проблемами общения, переселения народов. Лексика языков непосредственным образом связана с социальной историей, а грамматика – с формами мышления. К условиям общества приспосабливается языковая норма. Связь нормы с государственным устройством (социальной организацией общества).
Влияние уровня развития общества на язык. Письменность и языковая система.
3.Социальные функции языка.Вопрос о социальном статусе определенного языка. Язык межнационального общения, или мировой язык, имеющий статус языка ООН. Язык нации, или государственный (литовский в Литве). Язык региональный. Язык народности.
Конфессиональный статус языка.Культовый язык.
Коммуникативный ранг языка(число говорящих). Китайский, англ., хинди. Исп., рус.
Учебно-педагогический статус языка.Язык преподавания / изучения.
Понятие степени здоровья языка (здоровые, исчезающие, мертвые. Возрождаемые - латынь. Возрожденные - иврит).
Социальная защита языков, государственная языковая политика. Защита кельтских языков (гэльский, валлийский, ирландский, бретонский).
Одна из проблем функционирования языка в обществе – билингвизм, двуязычие. Явление, при которым человек использует в обществе 2 языка (отличие от полиглота). Как правило, двуязычие обусловлено географическими причинами (контактное) и социально-политическими. Проблемы сохранения «чистоты» двух языков, определение степени интерференции языков. Положение с бел., рус., польс., лит. на территории Западной Беларуси.
Вспомогательные языки-посредники. Лингва франка –В Ср.века, на основе фр., итал. для общения арабских купцов с европейцами. Сейчас это любой устный язык-посредник. Интер- или наддиалект койне. Пиджины –устные гибридные, смешение эл-тов европейского языка и туземного. Лексика (95%) берется из европейского яз., а «техника» (фонетика, морфемика-словообр.,, грам.) из туземного, при этом гр-ка максимально упрощается.
Пиджин, получая разпространение, может становиться и родным языком, первым выучаемым. Тогда он превращается в креольский. Африкаанс (или бурский – язык не аборигенов, а белых переселенцев на территории совр.ЮАР. 99% слов нидерландских, влияние яз.систем бушменского, банту).
Все пиджины относятся к языкам аналитического строя!
Плановые языки (интерлингвистика).