Функции каналов товародвижения

Многоканальная система сбыта

Горизонтальная система сбыта

Горизонтальная система сбыта (рис. 4.15) представляет собой объединение сбытовых систем двух или более фирм в совместном освое­нии открывающихся маркетинговых возможностей на конкретном рынке, например при недостаточности средств, знаний, мощностей и др. для организации всей маркетинговой работы или слишком боль­шом риске освоения нового рынка и т.д.

 

Рис. 4.15. Типы построения сбытовых систем:

р – рынок, свободные рыночные отношения; д – договор, соглашение

Многоканальная система сбыта (рис. 4.16) предполагает исполь­зование как прямых, так и косвенных методов сбыта, т.е. торговля организуется через собственную сбытовую сеть, а также через неза­висимых посредников.

Комбинированная система сбыта (рис. 4.17) предполагает исполь­зование различных типов построения сбытовой сети, включая ряд или все из вышеперечисленных.

 

Рис. 4.16. Многоканальная система сбыта:

р – рынок, свободные рыночные отношения

Рис. 4.17. Комбинированная система:

р – рынок, свободные рыночные отношения; д – договор, соглашение

4.3.2. Факторы формирования сбытовой сети

В системе маркетинга сбытовые фирмы или сбытовые отделы ком­паний, выполняя функции каналов товародвижения, решают разно­образные задачи:

· распределение и сбыт произведенной продукции;

· закупка требуемых для производственного процесса сырья и материалов;

· установление непосредственных контактов с потребителями и конечными покупателями товаров, проведение переговоров;

· подготовка и заключение контрактов купли-продажи и кон­троль за их качественным исполнением;

· осуществление стимулирующей политики продвижения товара к потребителю, рекламных мероприятий, распродаж, выставочной работы и т.д.;

· участие и помощь в планировании товарного ассортимента;

· доведение товара до необходимого уровня требований потребителей конкретного рынка;

· финансирование издержек по функционированию каналов товародвижения, сбытовых операций и др.

Такой широкий спектр выполняемых сбытовыми фирмами функ­ций обеспечивает сбыт товаров через них в большинстве случаев более эффективно и с меньшими затратами на единицу продукции, чем при прямом методе сбыта.

Использование услуг посредников иногда оказывается единствен­но возможным методом сбыта в силу установившихся на данном рынке обычаев и традиций, например на аукционах и товарных бир­жах, а также когда по политическим или правовым нормам прямой контакт с потребителями невозможен. Например, лес в Англии можно продавать только через местные посреднические фирмы.