Функции политической власти. Легитимность власти.

Политическая власть выполняет множество различных функ­ций в об­ще­стве, в качестве основных можно выделить следующие:

  • выработка стратегии управления обществом;
  • разработка и принятие подробных решений в соответст­вии с выра­бо­танной стратегией;
  • оперативное управление и регулирование общественных процес­сов;
  • контроль за важнейшими параметрами стабильности и на­правлен­но­сти развития общества.

Базовым элементом существования и функционирования поли­тиче­ской власти, а также закрепления ее в обществе является ее ле­гитимность. Под леги­тимностью политической власти обычно по­нимают добровольное признание большинством населения ее пра­вомочно­сти (т. е. убеж­денность людей в том, что власть имеет право прини­мать решения обязательные для выполнения и их готовность следо­вать этим ре­шениям). Конкретными объектами легитимности выступают органы государственной власти, управленческие струк­туры, высшие должностные лица, политические элиты в целом, пра­вовые нормы.

Существует два основных подхода к выявлению критериев ле­гитим­ности: либерально-демократический и реалистический.

Согласно либерально-демократическому подходу, легитимной можно при­знать только ту власть, которая сформирована в резуль­тате демократи­ческих процедур. Власть, установленная насильст­венным путем, легитим­ною не при­знается.

Согласно реалистическому подходу, легитимность власти за­ключается не столько в законности и демократизме ее установления, сколько в ее спо­собно­сти овладеть ситуацией в стране, поддержи­вать в обществе стабиль­ность. А это означает, что установленная незаконно, например, в резуль­тате революции или военного перево­рота, власть вследствие ее эффектив­ности со временем может быть признана гражданами и мировым сообще­ством правомерной, т. е. стать легитимной. И наоборот, установленная де­мократическим пу­тем государствен­ная власть может, вследствие неэффек­тивной по­литики, утратить поддержку граждан и стать нелегитимной.

Стабильность социально-экономической и политической сис­темы в кон­кретной стране является, с позиций реалистического под­хода, важней­шим при­знаком легитимности сложившейся в ней по­литической власти. Кроме того, выделяют следующие оценочные показатели легитимности:

  • уровень принуждения, необходимый для проведения поли­тики,
  • наличие попыток устранения правительства или лидера,
  • наличие и сила проявления гражданского неповиновения,
  • процент граждан, принимавших участие в выборе власти.

Легитимность политической власти может опираться на раз­личные осно­вания, в зависимости от чего выделяют типы легитим­ности. Наиболее извест­ной является типология легитимности, пред­ложенная немецким со­циологом Максом Вебером. В основе этой типологии лежит понятие «иде­ального типа», т. е. наиболее чистой абстрактной модели рассматриваемого явления. М. Вебер выделяет три «идеальных типа» легитимности полити­ческой власти: традици­онный, харизматический и рационально-легальный.

Традиционный тип легитимности основывается на авторитете обы­чаев, освященных многовековыми традициями, на привычке подчиняться власти и вере в нерушимость существующего порядка (например, власть наследника престола). Этот тип характерен для коллективистских, тради­ционных обществ.

Харизматический тип основывается на вере в исключительные каче­ства и величие личности вождя (его «харизму»). Такой тип ле­гитимности часто прояв­ляется (зарождается) в кризисных ситуа­циях, характерен для религиозного, ре­волюционного, военного ли­дерства.

Рационально-легальный тип легитимности основывается на вере уча­стни­ков политической жизни в справедливость и рацио­нальность сущест­вующих правил формирования власти и в реальное исполнение этих пра­вил. Данный тип легитимности предполагает избрание органов власти и их руководителей по средствам демокра­тических процедур, и их ответствен­ность перед избирате­лями. Власть принадлежит не выдающимся лично­стям, а законам, на ос­нове ко­торых действуют органы власти и должност­ные лица. Этот тип легитимности характерен для правовых демократиче­ских госу­дарств. Т. к. он базируется на доверии граждан к государству как политическому институту, а не к конкрет­ным политическим персо­нам, то такой тип легитимности еще называют инсти­туциональным.

В политологии также выделяют идеологический, структурныйи пер­сона­лизированныйтипы легитимности политической власти.

Идеологическая легитимность предполагает утверждение и оп­равда­ние власти с помощью идеологии, которая путем убеждения и внушения внедряется в массовое сознание. Например, коммунисти­ческая идеология, в основе кото­рой лежит идея социального равен­ства, формирует тип леги­тимности власти, связанный с ожиданием и получением людьми от власти различных благ. Либе­ральная идео­логия, опирающаяся на идею индивиду­альной свободы, делает ле­ги­тимной ту власть, которая предоставляет га­рантии индивидуальной свободы и невмешательства в личные дела.

Разновидностью идеологической легитимности власти является этни­че­ская легитимность, которая проявляется в формировании вла­стных структур, политической элиты по национальному признаку. Этническая легитимность развивается в случае высокой активности лиц коренной на­циональности, мани­пуляции идеей национального государства, отсутствии сопротивления со сто­роны лиц других на­циональностей и ведет к утвер­ждению этнократии- власти национа­листически настроенной этнической элиты. Этническая легитим­ность является результатом однонаправленного влияния власти на массы, которое не предполагает обратных связей, ак­тивного участия масс в разработке самой идеологии.

Структурная легитимность связана с рационально-легальным типом леги­тимности. Она присуща стабильным обществам, в кото­рых порядок формиро­вания властных структур стал привычным. Граждане убеждены в правомерно­сти существующей политической системы. Доверие к системе автоматически распространяется на тех лиц, которые законным путем за­няли в ней руководя­щие должности.

Персонализированная легитимность основана на доверии к конкрет­ному лидеру, личностные качества которого не идеализиру­ются (в отличие от отно­шения к лидеру харизматическому). Персо­нализированная леги­тимность под­крепляется идеологической и структурной легитимностью, в то время как ха­ризматический лидер может противостоять сложившейся политической сис­теме.

Существуют и другие типологии легитимности политической власти.

Легитимность проявляется не только на общегосударст­венном уровне функционирования власти, но и на региональном и местном уровнях. Так, при­знавая центральные органы государственной вла­сти, граждане могут не дове­рять отдельным органам публичной власти на местах, и наоборот. Следует также отметить, что эффек­тивность функционирования власти на­ходится в прямой зависимо­сти от уровня ее легитимности.

Литература к теме

 

1. Піча В. М., Хома Н. М. Політологія: Навчальний посібник. – Київ-Львів, 2005

2. Політологія: Підручник для студентів вищих навчальних закладів / За ред.. О. В. Бабкіної, В. П. Горбатенька. – К.: Видавничий центр „Академія”, 2003

3. Политология: Учебное пособие / Под ред. С. А. Матвеева. – Харьков, 2004

4. Политология: Курс лекций / Под ред. Радугина А. А. – М.: Центр, 2000

5. Рудич Ф. М. Політологія: Підручник. – К.: Либідь, 2005

6. Шляхтун П. П. Політологія (теорія та історія політичної науки). – К., 2002