Все вышеизложенное - не прогноз, не программа. Это тенденции, а как и когда они проявятся -- точно не знает никто.

23.3. ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ: ИХ ПРОЯВЛЕНИЕ В ФАКТАХ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ

Согласно первому закону диалектики всем вещам и процессам свойственна внутренняя противоречивость, и именно это составляет источник и движущую силу их развития. Любой предмет, любое явление мира является внутренне противоречивым. Любое развитие осуществляется через борьбу противоположностей. Нет борьбы, нет развития. Одними из основных являются противоречия между формой и содержанием, между качеством и количеством.

Второй - Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно.

Качество, как одна из основных категорий диалектики определяется, во-первых, как совокупность тех или иных свойств. Отдельные свойства могут изменяться или даже исчезать без того, чтобы вещь перестала быть самой собой, а качество представляет собой нечто большее, чем простая совокупность даже существенных свойств, ибо оно выражает единство, целостность вещи, ее относительную устойчивость, тождественность с самой собой. Качество тесно связано со структурностью вещи, т.е. определенной формой организации, составляющих ее элементов, свойств, вследствие чего оно есть не просто совокупность последних, а их единство и целостность.

Существенное отличие количестваот качества заключается в том, что можно изменить некоторые количественные свойства без того, чтобы вещь претерпела какие-либо значительные перемены.

Взаимосвязь между качеством и количеством называется меройвещи. Категория меры выражает такое соотношение между этими сторонами объекта, когда качество его основано на определенном количестве, а последнее есть количество определенного качества. В нашем случае диалектическим количественным содержанием постоянно изменяющимся является уровень культуры граждан, а диалектической формой является форма государственно-правового устройства. Причем форма, обладая необходимым ей качеством устойчивости, может изменяться лишь скачками, сохраняясь стабильной в достаточно большие периоды времени.

Третий закон диалектики – закон отрицания отрицания. В процессе развития существенную роль играет отрицание. Противоречивость вещи означает, что она содержит в себе собственное отрицание. Оно - закономерный и неизбежный момент во всяком развитии. «Ни в одной области, - писал К. Маркс, - не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования»[40]. Но смысл диалектического развития – в таком способе отрицания, который обуславливает дальнейшее развитие. Однако одним актом отрицания диалектическое развитие не исчерпывается. «За ним следует новое отрицание, которое, по словам Гегеля, определяется как тот синтез, который преодолевает первые «абстрактные, неистинные моменты», т.е. «абстрактные» и «неистинные» в смысле их односторонности, незавершенности».[41] На ступени второго отрицания неизбежно восстанавливаются некоторые черты исходной формы, и двойное отрицание ведет к восстановлению некоторых сторон этой исходной формы.

Данный закон предполагает обязательную преемственность части свойств старой формы, возвратность к некоторым моментам предыдущих форм, но уже на новом качественном уровне. Этот закон предопределяет необходимость на каждом этапе преобразований формы три фазы – «тезис, антитезис и синтез». Фаза синтеза есть объединение положительных составляющих, как предыдущего, так и нового тезиса, его отрицающего. В результате этого синтеза образуется новая форма, эффективность которой выше предыдущей.

При отсутствии фазы синтеза голое отрицание без преемственности не может привести к положительному результату.

Не достаточно признавать определенные закономерности в качестве истинных, необходимо осознать их действенность во всем учитывать их и следовать им в общественной практике.

Коммунисты в России признавали и даже возвели в ранг базовой диалектику Гегеля и ее применение Марксом к социальному развитию. Однако большинством из них не был осознан характер воздействия законов диалектики на общественное развитие, и практическая деятельность марксистов-ленинцев вступила в полное противоречие с требованиями этих законов:

1) вопреки главному закону диалектики – закону единства и борьбы противоположностей (закону о развитии через борьбу противоположностей), который Ленин называл ядром диалектики, в стране была реализована однопартийная система, была предпринята попытка сформировать общество всеобщего согласия. И это не могло не привести к застою и деградации;

2) игнорируя закон перехода количества в качество, идеологи реального социализма пытались совершить «большой скачек» через промежуточные формы организации свободы сразу на высшую ее ступень – в непосредственную демократию, к фактическому равенству, что в силу объективности данного закона неизбежно привело к возврату вниз по ступеням свободы, но уже не в правовой форме, а через тоталитарный политический режим;

3) в нарушение закона отрицания отрицания социализм, как отрицание капитализма не перешел в фазу синтеза (объединение достоинств тезиса и антитезиса). Ленинский НЭП, государственный капитализм могли бы стать эффективной реализацией компромисса, но последователи вождя пренебрегли данной возможностью. Таким же образом преобразования общественной системы России в конце ХХ в. пока не перешли в стадию синтеза – объединения достоинств новой и предыдущей общественной системы.