Европейский совет

Минусы

Плюсы

- Лиссабонский договор подвел черту под кризисом, который был спровоцирован провалом проекта евроконституции на референдумах в Нидерландах, Франции, а затем и в Ирландии.

- Завершена реформа институтов управления Евросоюзом.

- Введен пост председателя Совета ЕС, или, как его для простоты в СМИ называют, "президента ЕС". Он призван стать "лицом" континентальной организации 27 стран.

- За внешнюю политику и безопасность теперь будет отвечать "министр иностранных дел" ЕС. В перспективе это может создать условия для более продуманных шагов ЕС на международной арене.

- Расширены полномочия ряда общеевропейских структур, в частности Европарламента. В два раза больше, чем раньше, решений будет приниматься совместно Европарламентом и Советом ЕС. Европарламент получает право последнего слова в вопросе о бюджете ЕС.

- Договор не предусмотрел необходимую демократическую процедуру, в результате которой высшая должность в ЕС досталась бы имеющей реальный вес личности. Хермана Ван Ромпея, мягко говоря, трудно назвать политиком харизматическим.

- Лиссабонский договор запоздал. Он вступил в силу после того, как в условиях поиска путей выхода из мирового кризиса выявились серьезные разногласия между Великобританией, с одной стороны, и Францией и Германией - с другой.

- Договор не предусматривает процесс продвижения евро в страны-члены ЕС, которые до сих пор не входят в зону единой евровалюты. Такая ситуация может грозить немалыми проблемами, в частности, Германии. Берлин взял на себя большие финансовые обязательства перед Чехией и Венгрией, которые в начале 2010 года столкнутся с большими финансовыми проблемами.

В перспективе возможен и пятый этап развития ЕС, Политический союз, который предусматривал бы передачу национальными правительствами надгосударственным институтам всех основных политических полномочий. Это означало бы завершение создания единого государственного образования – «Соединенных Штатов Европы». Проявлением этой тенденции является рост значения наднациональных органов управления ЕС (Совета ЕС, Европейской комиссии, Европарламента и др.). Главной проблемой является трудность формирования единой политической позиции стран ЕС по отношению к самому главному их геополитическому сопернику – США (особенно ярко это проявилось во время вторжения США в Ирак в 2002): если страны континентальной Европы постепенно усиливают критику претензий Америки на роль «мирового полицейского», то Великобритания остается твердым союзником США.

 

 

Европейские институты (основные органы ЕС)

Высший политический орган ЕС, состоящий из глав государств и правительств стран-членов и их заместителей — министров иностранных дел. Членом Европейского совета является также председатель Еврокомиссии.

Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции — основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом Министров Европейский совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Его заседания проходят не менее чем дважды в год — либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет Европейского союза. Заседания длятся два дня.

Решения совета обязательны для поддержавших их государств.

Европейский совет следует отличать от Совета ЕС и от Совета Европы. Европейский совет — формально не входит в структуру институтов Европейского союза. В его рамках осуществляется так называемое «церемониальное» руководство, когда присутствие политиков самого высокого уровня придаёт принятому решению одновременно и значимость и высокую легитимность.