Лоббизм, спонсорство, меценатство
Организация в ходе своей деятельности взаимодействует с различными группами общественности. Такое взаимодействие может принимать различные формы. Связь и взаимодействие с госструктурами принимает зачастую форму лоббизма.
Понятие лоббизма (от англ. Lobby – коридор, кулуары, где депутаты парламента могут общаться с посторонними) принципиально новое для России. Оно появилось в конце 20 в. в результате столкновения политических и финансовых интересов, порожденных многопартийной структурой и частным капиталом.
В современной России под лоббизмом подразумевается не связанное с подкупом государственных деятелей способствование принятию органами власти, официальными лицами тех или иных решений в интересах отдельной личности, кампании или целой отрасли.
Основная цель лоббирования – целенаправленное влияние на процесс принятия решений государственными и законодательными органами.
Результатом лоббирования является закрепление в принимаемых нормативных и законодательных актах интересов организации, в получении государственных, дотаций, социальных и налоговых льгот, международных инвестиций.
Сфера деятельности лоббистов, как правило, сосредоточена в Государственной Думе РФ. Сегодня стоит вопрос о легализации лоббизма, что позволит сделать прозрачными отношения власти и бизнеса, чтобы избиратели видели, чьи интересы отстаивает тот или иной политик.
Лоббирование может быть открытым (предполагает участие в открытых обсуждениях проблем, связанных с бизнесом, в виде экспертных комиссий, консультаций, через СМИ) и закрытым лоббирование интересов через представителей во властных структурах, посредством «своего кандидата»).
При продвижении своих представителей в органы власти наиболее преданные производству работники, причем после избрания их связь с предприятием не прерывается. Задачами лоббистов являются защита интересов своего предприятия, оценка с позиции этих интересов, действий представителей государственной власти, поиск достоверной фактической информации.
В каком-то смысле образцовой является модель, сложившаяся в США, где лоббизм зародился как явление. Там еще в 1946 г. был принят соответствующий закон, и лоббирование превратилось в самостоятельный бизнес. Занимаются им, как правило, крупные фирмы, предпринимательские сообщества, трудовые союзы.
В России лоббирование наиболее перспективно именно для предпринимательских сообществ, что связано с тем, что число финансово крепких предприятий невелико.
Распространено мнение о негативном влиянии лоббирования на политику, однако государственная власть в России нуждается в «подпорках» со стороны предпринимательских сообществ. Процесс лоббирования сдерживает командную деятельность властных структур и ограничивает всесилие аппарата государственной власти.
Спонсорство как явление пришло в Россию с Запада лишь в конце 20 века. Его основная функция заключается в выделении материальных средств на проведение научных исследований, различных программ, обучение, но при строгой финансовой отчетности и соблюдении сроков выполнения работ в заданном объеме.
Спонсор в экономике:
Ø Поручитель, гарант;
Ø Лицо или организация, финансирующая проведение какого-либо мероприятия, проекта;
Ø Заказчик, организатор, устроитель.
Современное спонсорство получило распространение в таких направлениях как:
Ø поддержка образовательных программ и их участников,
Ø учреждение премий и грантов победителям конкурсов, викторин и т.д.
Ø организация спортивных мероприятий, экспедиций,
Ø поддержка деятельности учреждений культуры и искусства,
Ø осуществление благотворительных мероприятий,
Ø поддержка программ и мероприятий, организуемых местными органами управления.
Деятельность КМ заключается в объективном освещении и в определенном контроле спонсорских программ и особенно в достойной пропаганде спонсоров, участвующих в актуальных социально-экономических мероприятиях.
Меценатство. Происхождение слова «меценат» уходит вглубь веков. Так звали приближенного римского императора Августа, выполнявшего его дипломатические и частные поручения. Покровительство Мецената поэтам сделало его имя нарицательным. Словарь русского языка дает следующее определение понятию:
Меценат – богатый покровитель наук, искусств, вообще тот, кто покровительствует какому-либо начинанию.
Меценатство было широко распространено в дореволюционной России. В настоящее время меценатство возрождается, ряд крупных кампаний направляют финансовые средства на поддержание детских домов, творческих коллективов.
Роль КМ в проведении меценатских программ заключается, прежде всего, в осторожном и тактичном их освещении, так как в русских национальных традициях закрепилось тихое меценатство. Следует избегать шумных акций, вокруг меценатской деятельности.