Виды маркетинга

Различают следующие виды маркетинга:

в зависимости от цели деятельности:

коммерческий, осуществляемый с целью получения прибыли (маркетинг прибыльных организаций);

• некоммерческий, реализуемый общественными, политическими организациями, органами государственного управления, учебными заведениями и другими структурами, не ставящими целью своей деятельности получение прибыли;

в зависимости от объекта:

• маркетинг товаров и услуг, в свою очередь подразделяющийся на маркетинг промышленных и потребительских товаров, маркетинг различных видов услуг (банковский, страховой, образовательных услуг, туристический и др.);

• маркетинг территорий, в качестве объектов которого выступают хозяйственные и экономические территории (например, города, регионы, страны), места отдыха; осуществляется с целью поддержания имиджа территории в целом;

• маркетинг организаций, объектами которого являются группы фирм, предприятия, общественные объединения, партии и организации;

• персональный маркетинг, объектом которого выступает отдельная личность;

• маркетинг идей, объектом которого является какое-либо нововведение;

в зависимости от территориального охвата:

• национальный, применяемый в пределах одной страны;

• международный, осуществляемый за пределами национальных границ рынка;

• глобальный, при реализации которого в качестве рынка рассматривается единый международный рынок;

в зависимости от состояния спроса:

• конверсионный — при отсутствии спроса на товар; задачей маркетинга является изменение отрицательного отношения потребителя к товару на положительное;

• развивающий — при существовании скрытого (потенциального) спроса на товар; роль маркетинга заключается в оценке размеров потенциального рынка и предложении товаров, которые способны превратить потенциальный спрос в реальный;

• стимулирующий — при недостаточно высоком спросе на товар; задача маркетинга — разработать мероприятия, которые позволят повысить спрос на товар;

• поддерживающий — при удовлетворяющем фирму уровне спроса на товар; маркетинг должен предотвратить снижение спроса в связи с изменениями предпочтений потребителей и усилением конкуренции;

• ремаркетинг — при резком падении спроса; роль маркетинга — восстановить спрос на первоначальном уровне;

• демаркетинг — при чрезмерном спросе на товар; задача маркетинга — разработать мероприятия, которые позволят временно снизить избыточный спрос;

• синхромаркетинг — при колебаниях спроса на временной или сезонной основе; роль маркетинга — сгладить колебания спроса;

• противодействующий — при необходимости минимизировать спрос на товар или уничтожить его вообще (например, социально опасные товары, алкоголь); роль маркетинга заключается в просвещении потребителей, переключении их на другие потребности.