Виды маркетинга
Различают следующие виды маркетинга:
в зависимости от цели деятельности:
• коммерческий, осуществляемый с целью получения прибыли (маркетинг прибыльных организаций);
• некоммерческий, реализуемый общественными, политическими организациями, органами государственного управления, учебными заведениями и другими структурами, не ставящими целью своей деятельности получение прибыли;
в зависимости от объекта:
• маркетинг товаров и услуг, в свою очередь подразделяющийся на маркетинг промышленных и потребительских товаров, маркетинг различных видов услуг (банковский, страховой, образовательных услуг, туристический и др.);
• маркетинг территорий, в качестве объектов которого выступают хозяйственные и экономические территории (например, города, регионы, страны), места отдыха; осуществляется с целью поддержания имиджа территории в целом;
• маркетинг организаций, объектами которого являются группы фирм, предприятия, общественные объединения, партии и организации;
• персональный маркетинг, объектом которого выступает отдельная личность;
• маркетинг идей, объектом которого является какое-либо нововведение;
в зависимости от территориального охвата:
• национальный, применяемый в пределах одной страны;
• международный, осуществляемый за пределами национальных границ рынка;
• глобальный, при реализации которого в качестве рынка рассматривается единый международный рынок;
в зависимости от состояния спроса:
• конверсионный — при отсутствии спроса на товар; задачей маркетинга является изменение отрицательного отношения потребителя к товару на положительное;
• развивающий — при существовании скрытого (потенциального) спроса на товар; роль маркетинга заключается в оценке размеров потенциального рынка и предложении товаров, которые способны превратить потенциальный спрос в реальный;
• стимулирующий — при недостаточно высоком спросе на товар; задача маркетинга — разработать мероприятия, которые позволят повысить спрос на товар;
• поддерживающий — при удовлетворяющем фирму уровне спроса на товар; маркетинг должен предотвратить снижение спроса в связи с изменениями предпочтений потребителей и усилением конкуренции;
• ремаркетинг — при резком падении спроса; роль маркетинга — восстановить спрос на первоначальном уровне;
• демаркетинг — при чрезмерном спросе на товар; задача маркетинга — разработать мероприятия, которые позволят временно снизить избыточный спрос;
• синхромаркетинг — при колебаниях спроса на временной или сезонной основе; роль маркетинга — сгладить колебания спроса;
• противодействующий — при необходимости минимизировать спрос на товар или уничтожить его вообще (например, социально опасные товары, алкоголь); роль маркетинга заключается в просвещении потребителей, переключении их на другие потребности.