Формирование системы территориального прогнозирования, планирования и программирования
Экономические и социальные прогнозы и базирующиеся на них индикативные планы и программы в условиях России не могут считаться завершенными, если в них не проработан территориальный разрез. Ныне территориальным проработкам перспектив социально-экономического развития уделяется возрастающее внимание, и они должны осуществляться совместными усилиями центра и всех субъектов Федерации. Наиболее трудоемкая и детальная часть работы над региональными прогнозами, программами и планами должна выполняться самими субъектами Российской Федерации, поскольку только в этом случае в программах и планах могут быть отражены интересы и возможности населения, проживающего на конкретных территориях. Анализ на последующих итерациях различий показателей, определенных «сверху» и «снизу», должен приводить к выработке компромиссных вариантов, отвечающих как общенациональным (федеральным), так и региональным интересам.
Базой разного рода планов и программ в регионах являются территориальные прогнозы, которые, как и вся система прогнозов в стране, разделяются на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. По логике вещей во главе этой системы должны стоять долгосрочные (и даже даль- несрочные) прогнозы. Но об этом пока можно говорить в основном в форме рассуждений, постановок вопроса и предложений.
Реальность пока такова, что главным звеном в действующей системе прогнозирования выступают краткосрочные прогнозы. На втором месте идут среднесрочные прогнозы, выполняемые в процессе подготовки правительственных программ. Подобную расстановку приоритетов диктуют нестабильные условия переходной экономики, она соответствует и технологическим возможностям современного прогнозирования, поскольку в регионах не обеспечивается приемлемая точность прогнозов. Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что именно краткосрочные (и в какой-то степени среднесрочные) прогнозы непосредственно связаны с процессом формирования бюджетов страны и регионов. Доходы бюджета напрямую зависят от состояния производства, а состояние бюджетной сферы регионов предопределяет результативность регионального управления.
Обеспечивая прогнозно-аналитическими разработками бюджетный процесс и насущные задачи управления региональным развитием, нужно отдавать себе отчет в том, что только наличие качественных среднесрочных и долгосрочных прогнозов позволяет предвидеть и направлять структурные сдвиги в хозяйстве регионов, проектировать и осуществлять стратегические решения.
На региональные проектировки перспектив оказывают влияние прогнозы, стратегические планы и программы общенационального масштаба, а также непосредственно ожидания и намерения субъектов социально-экономического развития в регионе, воплощаемые в их прогнозах, концепциях, программах и планах. Для того чтобы огромное многообразие факторов и предпосылок, задающих возможные сценарии социально-экономической динамики в регионе, свести к ограниченному числу определенностей, полезно разрабатывать сценарные условия функционирования и развития экономики районов и групп регионов. Они конкретизируют возможные стратегии социально-экономического развития на соответствующий период, исходя из необходимости решения существующих проблем и имеющихся ресурсов с учетом специфических особенностей экономических районов и составляющих их регионов.
Количество прорабатываемых вариантов сценарных условий обычно не бывает слишком большим: ограничиваются двумя или максимум тремя вариантами. Если вариантов два, то выбор ведется между, например, инерционным и целевым сценариями. В качестве целевого варианта предпочтительно выбирать инновационно насыщенный сценарий развития. При трех вариантах речь может вестись о пессимистическом, оптимистическом и о неком среднем сценарии. Эти варианты должны характеризоваться сопоставимыми наборами параметров и показателей, чтобы была возможность обоснованно оценить наиболее вероятное социально-экономическое развитие экономических районов и субъектов Российской Федерации в прогнозируемом периоде.
Ключевая цель региональной экономической политики
Российской Федерации — поддержание и укрепление экономических потенциалов субъектов Российской Федерации как основы обеспечения гарантируемых государством социальных стандартов жизни населения на всей территории страны, укрепление единого экономического пространства, сохранение территориальной целостности России. Предусматриваются развитие эффективных и конкурентоспособных направлений специализации регионов, укрепление их научно-инновационных потенциалов, развитие малого и среднего предпринимательства, стимулирование инвестиционной деятельности с целью обновления производства и инфраструктуры, использование преимуществ возникающих организационно-экономических форм межрегиональной интеграции (ассоциаций экономического взаимодействия регионов) и др.
Разработка сценарных условий в регионе выполняет задачу систематизации различных прогнозных представлений. С учетом установок, конкретизирующих экономическую и социальную политику государства в целом, в результате непрерывной совместной работы региональных властей и центральных органов формируются региональные стратегические и индикативные планы социально-экономического развития, а также региональные и межрегиональные целевые программы.
Прогнозные проектировки, программы и планы призваны оптимально мобилизовать на задачи инновационно ориентированного социально-экономического развития регионов инвестиционные ресурсы из всех источников: накоплений предприятий, сбережений населения, средств федерального и регионального бюджетов, внебюджетных фондов, иностранных инвестиций и др.