Факторный анализ розничного товарооборота

Объем розничного товарооборота слагается из суммы продаж товаров для непосредственного потребления населением страны в обмен на личные доходы. Данный показатель подвержен изменению под воздействием множества факторов, которые можно подразделить на следующие группы, связанные с:

1) товарными фондами;

2) численностью работников, организацией и производительностью труда;

3) состоянием и использованием основных средств.

В настоящее время стали выделять и четвертую группу факторов, влияющих на объем товарооборота, - социальные. К ним относят многие из факторов, связанных с рациональным использованием трудовых ресурсов, производительностью и качеством труда, обеспечением необходимых социальных условий. В качестве социального фактора можно рассматривать и сезонные колебания потребительского спроса.

Факторы, связанные с товарным обеспечением (первая группа факторов), влияют на объем розничного товарооборота через изменение величины запасов на начало и конец отчетного периода, поступления товаров и их прочего выбытия.

Взаимосвязь между ними выражается аддитивной моделью:

Nзн +Nп =Np + Nв + Nзк ,

где Nзн – запасы товаров на начало периода;

Nп – поступление товаров;

Np - объем розничного товарооборота;

Nв - прочее выбытие товаров;

Nзк - запасы товаров на конец периода.

Используя формулу товарного баланса, можно определить величину каждого из слагаемых. Так, товарооборот (объем розничной продажи товаров) будет равен:

Np = Nзн +Nп - Nв - Nзк

Величина влияния каждого фактора определяется как разность между фактическим и плановым значениями показателя-фактора. Влияние:

Начального запаса товаров: Nзн1 - Nзн0 ;

Поступления товаров: Nп1 - Nп0;

Прочего выбытия товаров: Nв1 - Nв0;

Конечного запаса товаров: Nзк1 - Nзк0;

Общее отклонение: Nр1 - Nр0.

Методику расчета влияния различных элементов товарного баланса на объем розничного товарооборота можно использовать и применительно к разделению товаров на продовольственные и непродовольственные.

Однако рассмотренная модель не позволяет оценить влияние эффективности использования товарных ресурсов на товарооборот. С этой целью применяется другая модель– модель зависимости товарооборота от товарооборачиваемости размера товарных запасов:

 

Np = Коб * Nзап,

 

где Np - объем розничного товарооборота;

Коб – коэффициент оборачиваемости, характеризующий количество оборотов запасов за данный период;

Nзап – средний товарный запас за период, рассчитанный по средней арифметической или средней хронологической.

Ко второй группе факторов, влияющих на объем розничного товарооборота, относятся трудовые факторы: численность работников, организация и производительность труда.

Численность торговых работников, рабочих мест в торговле возрастает в связи с открытием новых предприятий. Повышение эффективности работы предприятия зависит от рациональной организации труда и повышения его производительности.

Производительность труда в торговле определяется как отношение объема товарооборота к среднесписочной численности персонала. Факторная модель имеет вид:

 

Np = Ч *В,

 

Где Ч – среднесписочная численность работников;

В – выработка (средний оборот на одного работника).

Объем розничного товарооборота может быть выражен произведением среднегодового количества рабочих мест (Ч), количества рабочих дней (Д), продолжительности рабочего дня (Т), среднечасовой выработки на одно рабочее место (Вч):

 

Np =Ч * Д * Т * Вч

 

Методом цепной подстановки или способом абсолютных разниц, или интегральным методом можно подсчитать, в какой мере повлияли на объем розничного товарооборота изменение указанных факторов. (Алгоритмы расчета рассмотрены в лекции №3 «Метод и методика экономического анализа»).

Третья группа факторов, влияющих на объем розничного товарооборота, связана с использованием основных средств:торговая площадь и рациональное ее использование; основные средства и их использование; состояние незавершенного строительства и т.д.

Показателем оценки эффективности использования торговой площади является товарооборот на 1 м2 торговой площади. Увеличение объема продажи товаров может произойти в результате прироста торговой площади и более рационального ее использования:

Np = П * Нм,

где П – торговая площадь, м2 ;

Нм – нагрузка на 1 м2 торговой площади, руб.

Еще на объем продажи товаров влияет состояние основных средств и эффективное их использование.

 

Np= ОС * Фо

Где Ос - среднегодовая стоимость основных средств;

Фо – фондоотдача основных средств.

 

-4-