Алгоритм анализа педагогической ситуации

Методы самооценки

Поощрение и наказание — метод педагогического стимулирования, который, побуждая воспитанников к определенной деятельности, вместе с тем тормозит их не-желательные действия и поступки. Содержание поощрения и наказания состоит во внесения; корректив в отдельные права и обязанности учащихся как членов коллектива, а также в моральной оценке их деятельности.

Характеристика педагогической системы.

1. Назовите условия и обстоятельства, при которых происходит действие.

2.Дайте оценку уровня развития педагогической системы.

3.Каковы особенности учебно-воспитательного процесса в этой системе?

Выявление объектов и субъектов воспитания.

  1. Определите какую позицию по отношению друг к другу занимают участники ситуации (объектную или субъектную).
  2. Дайте их характеристику: индивидуальные и личностные особенности, цели, мотивы поведения в данной ситуации.

Характеристика взаимоотношений субъектов.

1.Определите стили отношений, руководства, общения педагога.

2.Дайте характеристику особенностей межличностных отношений в детском коллективе.

3.Оцените особенности взаимодействия педагога с детским коллективом.

Формулирование педагогических проблем и педагогических задач.

1.Сформулируйте цели воспитания в данной педагогической системе.

2.Определите проблему, возникшую в этой педагогической ситуации.

3. Конкретизируйте задачу, которую следует решить.

Алгоритм решения педагогической задачи

Выдвижение гипотезы.

1 Выбор направления действий педагога, видов деятельности, общих методов воспитания.

2 Прогнозирование их результативности.

3 Рассмотрение различных вариантов действий педагога.

Выбор оптимального варианта действий педагога.

1. Выбор методов педагогического воздействия.

2.Определение соответствующих методических приемов.

3. Выбор организационных форм.

4.Подбор, способствующих решению задачи.

Детализация: продумывание оперативной структуры действий педагога.

Анализ предполагаемых результатов: характеристика изменений, которые должны произойти в педагогической системе благодаря решению задачи.

 

Рекомендуемая литература

БелухияД.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. — М.: Воронеж, 1997.

Методика воспитательной работы: Учебное пособие / Под ред. Л.И.Рувинского. — М., 1989.

Натанэон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. — М., 1972. :

Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика. - М., 1991.

Педагогика: Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого.- М., 1995.

Педагогика: Учебное пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Н. Е. Шиянов. -' М., 1997.

ПитюковВ.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие. - М., 1997.

Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. — М., 1996.

Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993. Т.1.

Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. дня учителя. — М,, 1991.

СидоркинА.М. Методы воспитания // Магистр -11992.

№ 1.

Теория и практика воспитания: Учебное пособие / Под ред. Л.А.Байковой, Л.К.Гребенкиной, О.В.Еремкинои. — Рязанъ, 1997.

Щуркова НЕ., Питюков В.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. — М., 1994.