Итак: объектом познания является собственный душевный мир, а способ, которым человек может познавать его – это внутренне чувство и разум, управляемые волей.

Воля выполняет следующие функции:

а) управляет всеми душевными актами;

б) направляет душу к самой себе;

в) управляет телом, включая его органы движения, органы чувств и мозг.

Подобно всем другим проявлениям души, воля предопределяется богом. Одни люди предрасполагаются божеством к доброй воле, другие – к злой.

Богословы внушали людям, что всякое выступление против веры есть выступление против божественного предопределения, ведущее за собой вечные загробные муки. Чтобы частично освободить выступивших против бога людей от будущих мучений в загробном мире, Августин предлагал ввести на земле смертную казнь через сожжение как кару наиболее мягкую, «милосердную и без пролития крови».

Учение о душе Плотина и Августина стало основой для учения Р.Декарта и окончательно утвердило интроспективное направление в европейской психологии XVII-XIX вв.

 

2.В начале XIII столетия идеи арабских мыслителей начинают проникать в Европу. Через арабскую психологию Европа знакомится с учением Аристотеля. Первоначально учение Аристотеля было отвергнуто и запрещено церковью. Первым, кто попытался и наиболее тонко сумел внедрить учение Аристотеля, был Фома (Томас) Аквинский (1225-1274). Его учение оценивалось как наиболее истинное учение, отвечающее запросам католической церкви. Сам же Аквинский в 1323 г. Был причислен к лику святых. Согласно данной теории считалось, что имеется два рода истин, соответственно относящихся к двум противоположным мирам материальному и сверхприродному. Первые истины, относящиеся к области природных явлений, постигаются на основе опыта и разума. Истины второго рода, имеющие отношение к сверхъестественному миру, разуму не доступны и могут быть постигнуты только посредством веры и откровения. Аквинским была выдвинута идея гармонии веры и разума, причем решающее значение сохранялось за верой.

Началом всему служит бог, который является первейшей продуцирующей формой. В соединении с аморфной материей, форма-бог образует действительность. Такой же чистой формой, оторванной от материи, является индивидуальная душа. Душа существует сама по себе в чистом виде без постоянной связи с телом. Проникает душа в организм в момент рождения человека благодаря творческому акту божества. В теле душа помещается временно. С гибелью тела душа не прерывает своего вечного существования. При соединении с телом, душа теряет свою духовную чистоту, образуя иерархию различных форм и сил – растительных, животных и разумных. Все уровни индивидуальной души предопределены богом.

 

В чем же состоит различие в учениях Ф.Аквинского и Аристотеля?

Аристотель Ф.Аквинский
Обосновал тезис о неотделимости формы от материи, души от тела Форма трактуется как бестелесная сущность, а душа как независимая от тела сила.
Растительные, животные и разумные способности описываются как различные формы организации живых существ и потому выступают как этапы развития и эволюции души Растительные, чувствующие и разумные силы представлены как установленные богом статические уровни души, различающиеся степенью близости к богу
Обосновывается принцип биологической целесообразности психических функций Принцип целеполагания, присущего самой душе
Психические явления выводятся из взаимодействия субъекта с объектом; душа есть особое проявление жизни, и изучение ее есть дело естествоиспытателя, т.е. душа доступна объективному и естественнонаучному изучению. Чувственные образы и понятия выводятся из самой сущности души. Душа – это замкнутая в себе самой сущность со способностью к внутренней деятельности, не доступной внешнему наблюдению, а только интроспекции.

 

3.В эпоху Возрождения ученые-гуманисты выступили против авторитарных подходов к воспитанию детей, которые не учитывали интересы и индивидуальные стремления детей. Данные ученые стремились восстановить основы классического образования, развить у воспитателей интерес к личности ребенка.

Ведущими принципами обучения стали наглядность и природосообразность, о которых впервые заговорил еще Аристотель.

Эразм Роттердамскийсчитал, что наглядность должна сочетаться с положительными эмоциями, испытываемыми детьми во время занятий; он заменил буквы из слоновой кости на «печеные буквы», т.е. на буквы, которые выпекались из муки и в процессе обучения съедались детьми. Эта система была основана на том, чтобы увеличить у учеников усердие и любознательность путем поощрения со стороны преподавателей. Особенно последовательно она была разработана иезуитами.

В 1559 году появился Вюртембергский школьный закон, который требовал «доставлять ребенку любовь и радость» и учить в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Эти новые подходы к образованию базировались на данных, полученных в работах Р.Бэкона, Х.Вивеса, Х.Уарте.

Английский психолог Роджер Бэкон советовал развивать объективные знания и доказывал, что опыт, эксперимент и математика должны быть положены в основу всех наук. Основываясь на взглядах Аристотеля, Бэкон доказал, что ощущения являются ведущим психическим процессом, материалом, из которого рождается знание, а потому чисто вербальные методы обучения детей не отвечают задаче развития их интеллекта. Ему же принадлежит известный тезис:«Знание – сила!»,который доказывал безграничность способностей и возможностей человеческого ума.

О необходимости формирования у детей способности наблюдать и делать правильные выводы из полученных данных писал известный испанский ученый Хуан Вивес.Он получил образование в Англии, долгое время работал в Голландии и Германии. В своей работе «О душе и жизни» Вивес обосновал подход, который базировался на развитии у детей интереса к чувственному опыту, а также предложил новый способ обобщения чувственных данных – индукцию. Вивес одним из первых пришел к выводу, что наиболее эффективно для подавления негативного переживания не его сдерживание или подавление разумом, а его вытеснение другим, более сильным переживанием. Психологическая концепция Вивеса послужила обоснованием для разработки педагогической концепции Я.А.Коменского.

Большое значение для разработки новых педагогических методов имела книга испанского психолога Хуана Уарте«Исследование способностей к наукам». Это была первая работа в истории возрастной психологии, ставящая в качестве специальной задачи изучение индивидуальных различий в способностях с целью профессионального отбора. В своем исследовании он впервые поставил 4 вопроса:

1) Какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и неспособным к другой?

2) Какие виды дарования имеются в человеческом роде?

3) Какие науки и искусства соответствуют каждому дарованию в частности?

4) По каким признакам можно узнать соответствующее дарование?

4.Подводя итоги развития психологии в Средневековье и эпоху Возрождения, необходимо подчеркнуть, что этот период не был однороден по своим достижениям и содержанию психологических исследований. Взаимоотношения церкви и науки неоднократно менялись в течение этого длительного отрезка времени, причем наибольшие гонения на знания и на систему научных доказательств происходили в период ослабления власти церкви, которая, как правило, рассматривала науку не саму по себе, но как источник (или препятствие) для достижения определенных целей.

Среди важнейших исследований, которые проводились в это время как арабскими учеными, так и европейскими церковными и светскими мыслителями, необходимо отметить первые труды, связанные с изучением психологии масс, разработкой методов убеждения людей. Обращают на себя внимание и работы, которые позднее были названы психотерапевтическими, их целью была психологическая помощь людям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, напряжение, невроз.

В период Возрождения, напротив, психологические исследования возвратились к проблемам, которые были подняты в античности. Это связано и с появлением возможности полностью читать работы ученых того времени (а не только избранные вещи Платона или Аристотеля), и с возрождением интереса к изучению этапов познания, способностей человека, в том числе и способности строить объективную картину мира, осознавать его как целое. Этот интерес стал ведущим и в последующий период, получивший название Нового времени.

 

Контрольные вопросы:

1. Какие новые проблемы поднимались философами и психологами в Средневековье и эпоху Возрождения?

2. В чем состояли основные отличия сознания средневекового человека?

3. Проведите сравнительный анализ психологических теорий, существующих в Средневековье и эпоху Возрождения.