Пропаганда

Термин пропаганда появился в 16 веке, когда Папой Римским было создано объединение общин по продвижению веры.

А во времена Французской революции пропаганда рассматривалась как вид политической деятельности по распространению определенной идеологии.

Разработка российской концепции пропаганды принадлежит Георгию Валентиновичу Плеханову. Он трактовал п. следующим образом: п – это передача комплекса идей; агитация– передача одной идеи большой массе идей. В 20 в. Термин пропаганда был приписан исключительно советской идеологии.

И в последнее время этот термин чаще всего избегается.

Целенаправленное и политически мотивированное воздействие на общество и есть пропаганда. Основными инструментами в этом процессе являются слова и цифры, используемые в различного рода комментариях, аналит. обзорах, рейтингах.

Пропаганда является методом воздействия, которая выполняет функцию ценностной регуляции и основана на психологических механизмах сравнения и оценивания.

Различают политическую пропаганду и идеологическую пропаганду коммерческую пропаганду. Первые две от коммерческой пропаганды отличают тем, что могут транслировать негативные установки.

Пропаганда всегда убеждает в пользу одного мнения. В различных типах пропаганды всегда присутствует навязывание (открытое или скрытое).

Технологии агитационно – пропагандистского типа направлены на контроль над сознанием и поведением людей. Применяемые в них приемы, в конечном счете, ориентированы на искуственное конструирование как запросов населения, так и его реакции на действия власти.

Двумя общими типами способов информации в рамках этих технологий являются:

1) Дезинформация;

2) Манипулирование общественным сознанием.

Дезинформация – простой способ, предлагающий прямой обман тех, кого информируют. Она приводит к целенаправленному искажению действительности в соответствии с целями тех, кто информирует.

Манипулирование –программирование намерений получателя информации, которые построены на игнорировании роли получателя информации и на отношении к нему, как к средству достижения собственных целей.

В зависимости от целей, выбираются и соответствующие приемы, которые можно классифицировать на следующие виды:

1. Выборочное и отрывочное информирование, когда о событиях и явлениях информируют не в полном объеме, а отдельными кусочками из контекста с заранее разработанной программой искажения действительности

2. «Вал информация», когда в предельно сжатые по времени сроки в очень быстром темпе дается информация о многих событиях в разных странах с единственной целью, чтобы человек не смог отличить существенное от несущественного, чтобы у него перепутались ориентиры сознания, чтобы он был растерян и не смог самостоятельно принять решение, сделать

вывод о действительности (программа «Вести»);

6. Ложная аналогия, когда сравниваются две по сути разных, но внешне чем- то похожих явления, которые отождествляются между собой (Коммунизм – фашизм, бюрократия – чиновничий произвол);

7. Игра с цифрами – манипулирование статистикой, которая предполагает такое комбинирование статистических данных, которые позволили бы обосновать выводы, соответствующие интересам тех, кто это делает, но в противовес реальности (Уровень инфляции и пр.);

8. Игра на болевых точках населения, когда выявляются основные

комплексы населения, их страхи пред чем-то, потом все это

целенаправленно разжигается (Угроза Чеченского терроризма,

межнациональные конфликты);