Функциональная модель эго-состояний

Родитель-критик– запреты, предписания, требования, заповеди, нотации, поучения. Родитель-опекун – забота, ласка, тепло, поддержка, помощь, одобрение, сочувствие. Взрослый– вопросы и ответы по существу, анализ, рассуждения, конструктивная критика. Дитя-бунтарь– капризы, протесты, возмущение, требования, обида, злость. Дитя-приспособленец – просьбы, боязнь, чувства вины или стыда, извинения. Дитя свободный– любые эмоции, выражаемые вне зависимости от окружающих.

Все психологические позиции – безоценочные, нет хороших или плохих эго-состояний, правильных и неправильных. Все они необходимы человеку для полноценной деятельности, общения с разными людьми и личностного развития.

Задача психологического развития личности – научиться различать определенные психологические позиции у себя и других людей, контролировать их проявление и, если нужно, переключаться из одних эго-состояний в другие.

 

3. Стратегии взаимодействия

Ø Выбор места и времени общения

Ø Эмоциональный фон: дружелюбие, враждебность, нейтральность

Ø Умение излагать свою позицию и понимать позиции других

Ø Стратегии поведения: