Первоначальный этап расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Следственные ситуации, возникающие по делам о ДТП.

Криминалистическая характеристика транспортных преступлений. Обстоятельства, подлежащие установлению.

Лекция № 8. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА

 

1. К преступлениям против безопасности движения и эксплуа­тации транспорта относятся нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; оставление места дорожно-транспортного происшествия; недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техниче­скими неисправностями; приведение в негод­ность транспортных средств или путей сообщения; нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта. Эти составы объединены общими признаками тяжести преступных последствий: причинение тяжелого или средней тяжести вреда здоровью человека ли­бо крупного материального ущерба; смерть человека; смерть двоих и более людей.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — это наруше­ние нормальной работы транспорта при его передвижении по дорогам, повлекшее различные вредные последствия.

Способами совершения ДТП являются:

1) наезд транспортного средства на пешехода, велосипеди­ста, животное;

2) столкновение транспортных средств между собой;

3) опрокидывание транспортных средств;

4) наезд транспортного средства на препятствие;

5) выпадение пассажиров из транспортного средства.

По причинам возникновения ДТП можно подразделить на происшествия:

1) возникшие по вине водителей, управляющих транспор­том;

2) возникшие по причине неправильных действий пешехо­дов;

3) происшедшие в результате нарушений, допускаемых лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, а также вследствие не реагирования дорожного надзора на состояние дорожного полотна, плохой организации регулирования улично­го движения.

В результате контактного взаимодействия автомобиля и пешехода на человеке, транспортном средстве и дорожном по­крытии остаются различные следы. По ним, своевременно об­наруженным и зафиксированным, можно установить механизм и причины произошедшего ДТП.

Субъекты, виновные в дорожно-транспортных проис­шествиях (водители, пешеходы, лица, ответственные, за техни­ческое состояние и эксплуатацию транспортного средства), действуют, как правило, по неосторожности в форме преступ­ной самонадеянности или небрежности. Правда, известны случаи умышленного совершения ДТП, в том числе с целью со­крытия следов ранее совершенного преступления.

В ходе расследования подлежат установле­нию следующие обстоятельства:

1. Каков характер ДТП — было это преступление, несчаст­ный случай или действие непреодолимой силы?

2. Где и когда произошло ДТП, какова его обстановка: тип и состояние дорожного покрытия, ширина проезжей части, обзорность, видимость, метеорологические условия и др.

3. Кто виноват в случившемся?

4. Есть ли причинно-следственная связь между нарушения­ми правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и наступившими последствиями?

5. Каков механизм ДТП?

6. Какие именно последствия наступили в результате ДТП (смерть, вред здоровью, характер и размер причиненного мате­риального ущерба)?

7. Какие правила дорожного движения нарушены действи­ями виновного?

8. Кто конкретно виноват в совершении преступных наруше­ний правил безопасности движения и эксплуатации транспорта?

Следователь должен установить и такие специфические обстоятельства, как квалификация и стаж водителя, состояние его здоровья, наличие алкогольного опьянения, не привлекался ли он в прошлом к административной или уголовной ответ­ственности за нарушения правил дорожного движения.