Характеристика видов детского музыкального творчества, его уровней. Условия и этапы его развития.

Понятие о музыкально-творческой деятельности

Тема 13. Методика приобщения дошкольников к музыкальному творчеству

Вопросы:

1. Понятие о музыкально-творческой деятельности

2. Характеристика видов детского музыкального творчества, его уровней. Условия и этапы его развития.

3. Виды музыкально-творческих заданий

4. Традиционные и нетрадиционные подходы, технологии приобщения дошкольников к творчеству

 

Понятие творчество характеризует деятельность, направленную на создание ценностей, отличающихся новизной и значимостью. Ценность детского творчества субъективна – его продукты ценны для самого ребенка, объективная ценность детского творчества – явление исключительное. Именно в процессе собственной творческой деятельности ребенок эффективно закрепляет полученные в процессе восприятия и исполнительства представления, актуализирует свой слуховой опыт, овладевает способами использования известной ему информации в новых условиях. Помимо основных музыкальных способностей и способностей к различным видам музыкальной деятельности, музыкальное творчество, будучи очень привлекательным видом деятельности для дошкольников (из-за малой степени регламентированности, возможности самовыражения), развивает универсальную способность к творчеству – креативность. Продукты творчества ребенка являются показателем его музыкального развития.

 

В современных условиях значительно возрастает значение творческой деятельности на всех этапах образования, это отражается и на отношении к детскому музыкальному творчеству. Интерес к этому виду деятельности детей был достаточно устойчив в начале и в 20-ые годы 20 века, о чем свидетельствуют методические подходы А.Л.Маслова, который говорил о важности развития творческой активности средствами музыки, Б.Асафьева и Б.Яворского, предлагавшими включать музыкальные импровизации детей в работу педагога-музыканта, как только дети накопять хотя бы минимальный музыкально-интонационный опыт. В 40-ые годы вопросы музыкального творчества (старших дошкольников) рассматривались К.В.Головской, в 60-80 годы -Н.А.Ветлугиной. Она выделила условия формирования детского творчества:

Наличие специальных творческих заданий;

Накопление опыта исполнительства;

Накопление опыта восприятия, который выступает источником творчества детей, своеобразным образцом, которому на первых этапах творчества ребенок подражает.

Также были выделены этапы руководства детским музыкальным творчеством, учитывающие степень приобщения детей к творчеству:

1.Этап ориентировки в творческой деятельности (установка на создание своего продукта, частичное сочинительство)

2. Этап освоения способов творческой деятельности (от частичного сочинения к самостоятельным композициям)

3. Этап самостоятельной творческих действий детей (от появления замысла до конечной реализации).

Она предлагала серию творческих заданий для развития песенного творчества: импровизация имен и звукоподражаний, импровизация вопросов и ответов, сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, в определенном жанре. Эти задания с успехом используются и в современной практике.