Финансирование природоохранной деятельности

Плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Законом Российской Федерации «Об Охране окружающей сре­ды» (от 2002г.) предусмотрена плата за выбросы (сбросы) загряз­няющих веществ и размещение отходов как в пределах, так и сверх установленных лимитов, за загрязнение недр, почв, заг­рязнение окружающей среды шумом, электромагнитнымиидругими видами физических воздействий. Платежи за выбро­сы (сбросы) загрязнений производятся за счет себестоимости продукции предприятия, а в случае превышения лимитов заг­рязнений — за счет прибыли, которая получена предприятием-загрязнителем. В случае убыточности предприятия-загрязнителя платежи производятся за счет всех имеющихся у него средств, на которые может быть обращено взыскание. Сущ­ность этого вида платы имеет три значения: компенсационное, стимулирующее и экономическое.

Поскольку платежи взимаются за счет себестоимости про­дукции или прибыли, они должны стимулировать предприятие-загрязнитель к сокращению выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и отходов. Именнов этом главный ключ экологизации хозяйственной деятельности, пользуясь которым можно сде­лать охрану окружающей среды экономически выгодным де­лом.

Финансирование затрат на восстановлениеи охрану окру­жающей природной среды осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств.

Государственное (бюджетное) финансирование направле­но главным образом на выполнение целевых программ, лик­видацию последствий техногенных катастрофи стихийныхбед­ствий, строительство крупных природоохранных сооружений. Доходная часть госбюджета (регионального и местного уров­ней) пополняется за счет платежейи отчислений за пользова­ние природными ресурсамии загрязнение окружающей среды.

Внебюджетное финансирование, т.е. за счет средств из внебюджетных источников — собственных средств природопользователей, экологических фондов и экологического стра­хования, — в условиях рыночной экономики выходит на пер­вое место.

Финансирование за счет собственных средств природопользователей является основным. Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» (от 2002г.) природопользователь обязан при­нимать не только все меры по предотвращению вредного воз­действия на окружающую средуи здоровье человека, нои за собственный счет компенсировать причиненный экологический ущерб в полном объеме.

Экологическое страхование. По Закону Российской Феде­рации (1991 г.) предприятия, а также граждане имеют право на получение страхового возмещения (при добровольном и обяза­тельном страховании) в случае техногенных катастроф, аварий и стихийного бедствия. Непременным условием выдачи стра­хового вознаграждения являются внезапность страхового со­бытия и непреднамеренность, т.е. отсутствие умысла со сторо­ны предприятия. Однако предприятие может быть лишено права на страховое возмещение, если оно неоднократно предупреж­далось о возможности аварии, но не приняло никаких преду­предительных мер. Таким образом, экологическое страхование выполняет (экономически) стимулирующие функции, побуж­дая предприятияк сохранению природных ресурсов и охране природной среды.

Все более актуальными становятся и такие важные приро­доохранные проблемы, как страхование риска загрязнения ок­ружающей природной среды, страхование инвестиций в эколо­гически рисковые проекты, выбор приоритетных объектов эко­логического страхования. Развиваются и другие формы эколо­гического страхования.

Экономический механизм природопользования в переход­ный период к рыночной экономике нуждается в постоянном совершенствовании и должен носить поэтапный характер.