Финансирование природоохранной деятельности
Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Законом Российской Федерации «Об Охране окружающей среды» (от 2002г.) предусмотрена плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов как в пределах, так и сверх установленных лимитов, за загрязнение недр, почв, загрязнение окружающей среды шумом, электромагнитнымиидругими видами физических воздействий. Платежи за выбросы (сбросы) загрязнений производятся за счет себестоимости продукции предприятия, а в случае превышения лимитов загрязнений — за счет прибыли, которая получена предприятием-загрязнителем. В случае убыточности предприятия-загрязнителя платежи производятся за счет всех имеющихся у него средств, на которые может быть обращено взыскание. Сущность этого вида платы имеет три значения: компенсационное, стимулирующее и экономическое.
Поскольку платежи взимаются за счет себестоимости продукции или прибыли, они должны стимулировать предприятие-загрязнитель к сокращению выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и отходов. Именнов этом главный ключ экологизации хозяйственной деятельности, пользуясь которым можно сделать охрану окружающей среды экономически выгодным делом.
Финансирование затрат на восстановлениеи охрану окружающей природной среды осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств.
Государственное (бюджетное) финансирование направлено главным образом на выполнение целевых программ, ликвидацию последствий техногенных катастрофи стихийныхбедствий, строительство крупных природоохранных сооружений. Доходная часть госбюджета (регионального и местного уровней) пополняется за счет платежейи отчислений за пользование природными ресурсамии загрязнение окружающей среды.
Внебюджетное финансирование, т.е. за счет средств из внебюджетных источников — собственных средств природопользователей, экологических фондов и экологического страхования, — в условиях рыночной экономики выходит на первое место.
Финансирование за счет собственных средств природопользователей является основным. Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» (от 2002г.) природопользователь обязан принимать не только все меры по предотвращению вредного воздействия на окружающую средуи здоровье человека, нои за собственный счет компенсировать причиненный экологический ущерб в полном объеме.
Экологическое страхование. По Закону Российской Федерации (1991 г.) предприятия, а также граждане имеют право на получение страхового возмещения (при добровольном и обязательном страховании) в случае техногенных катастроф, аварий и стихийного бедствия. Непременным условием выдачи страхового вознаграждения являются внезапность страхового события и непреднамеренность, т.е. отсутствие умысла со стороны предприятия. Однако предприятие может быть лишено права на страховое возмещение, если оно неоднократно предупреждалось о возможности аварии, но не приняло никаких предупредительных мер. Таким образом, экологическое страхование выполняет (экономически) стимулирующие функции, побуждая предприятияк сохранению природных ресурсов и охране природной среды.
Все более актуальными становятся и такие важные природоохранные проблемы, как страхование риска загрязнения окружающей природной среды, страхование инвестиций в экологически рисковые проекты, выбор приоритетных объектов экологического страхования. Развиваются и другие формы экологического страхования.
Экономический механизм природопользования в переходный период к рыночной экономике нуждается в постоянном совершенствовании и должен носить поэтапный характер.