КОНСТАНТЫ

ДАННЫЕ

ИДЕНТИФИКАТОРЫ

Важнейший принцип Паскаля: все используемые в программе имена должны быть описаны до их употребления.Описать идентификатор – это значит указать тип связанного с ним объекта программы. Элементы языка, определяемые пользователем, называются идентификаторами.

Идентификаторы используются в качестве уникальных имен переменных, констант, типов данных, подпрограмм, процедур, модулей. Идентификаторы обязательно начинаются с латинской буквы или знака подчеркивания и состоят из латинских букв, цифр и _ . Длина идентификатора ограничена длиной программной строки равной 126 символов, но для компилятора значимыми являются только первые 63 символа. Прописные и строчные буквы не различаются. Запрещено в качестве идентификаторов использовать зарезервированные слова. В языке Паскаль различают два вида имен: стандартные и даваемые пользователем ЭВМ.

Комментарии - любой текст, ограниченный * . . . * или {. . . }. Вложенность комментариев не допускается, но можно * . . .{ . . . } . . .* или наоборот { . . . * . . . * . . . }. Комментарий может помещен в любом месте программы.

Одна из характерных особенностей современных ЭВМ состоит в возможности получать, накапливать и хранить большие объемы информации, содержащие формализованные сведения об окружающем человека мире. Поступившая в ЭВМ информация может быть обработана с целью извлечения из нее требуемых пользователю сведений в зависимости от его интересов и потребностей практики.

Информация, хранящаяся в памяти ЭВМ и доступная для обработки, состоит из данных. Данные в определенной степени являются приближенным отражением действительности, поскольку в них игнорируются некоторые свойства и характеристики реальных объектов, несущественные для решаемой задачи.

Программа, написанная в Turbo Pascal , предназначена для обработки данных. В зависимости от способа хранения и обработки в ЭВМ данные можно разделить на две группы: константы и переменные.

Константы - это данные, значения которые не изменяются в процессе выполнения программы.

Переменные - это данные, значения которые могут принимать различные значения в процессе выполнения программы, т.е значения переменных во время выполнения программы изменяются.

Любые данные, с которыми ты работаешь, необходимо где-то хранить. Будем их складывать в ячейки памяти компьютера, как в "коробки". Во время выполнения программы содержимое ячейки ("коробки") может меняться. Такие ячейки в программе называются переменными . Каждая переменная имеет имя или идентификатор (это одно и то же ). Идентификатор всегда должен начинаться с латинской буквы , после которой может следовать некоторое число латинских букв или цифр (в имени не должно быть пробелов , запятых или других непредусмотренных знаков ) . Обычно учитываются лишь первые 8 символов. Итак работаем с переменными, в которых храним только целые числа .

Константа - величина, которая не изменяется в процессе вычисления. Различают именованные и обычные константы. Именованная константа - это константа, которой в начале программы в разделе описаний дается имя. Обычные константы записываются непосредственно в тексте программы. Тип констант определяется формой ее записи.

В научных и инженерных расчетах наиболее распространенным параметром является отдельное измерение. Такие данные являются скалярами и представляют собой отдельные числа и слова (символьные последовательности).

Известным примером скаляра является константа. Это элемент данных, который имеет фиксированное имя, фиксированный тип и фиксированное значение. Для обозначения константы используются ее явная запись или выбранный идентификатор. Например, обозначение 3.141592 задает константу вещественного типа, значение которой фиксировано как число 3.141592, а имя (внешнее представление для пользователя ЭВМ) изображается ее значением. Такая интерпретация константы общепринята в математике. Разработчик алгоритма может пожелать связать с константой вещественного типа, представленное значение 3.141592, имя Рi, которое является символической константой.

Скаляром может быть также и строка символов, образованная последовательностью литер. Например, слово «ВЛАДИМИР» задает константу литерного типа, значение которой фиксировано как цепочка литер «ВЛАДИМИР», а имя представлено ее же значением. При необходимости этой константе можно поставить в соответствие уникальный идентификатор (имя) и пользовать его как символьную константу. Итак, константа – некоторая неизменная величина. Константа может задаваться числом или идентификатором.

В языке Turbo Pascal используются три вида констант:

1) числовые константы (целые или вещественные);

2) логические (или булевские) константы;

3) символьные и текстовые (строковые) константы.

Целые константы (integer, shortint, longint, word, byte) - это целые числа (без точки). Знак + можно опускать. Turbo Pascal позволяет использовать шестнадцатеричные целые значения, перед шестнадцатеричной константой указывается знак доллара $, например $27 определяет число 39 (в десятичном исчислении).

Вещественные константы (real) - это последовательность десятичных цифр и точки, которая отделяет целую часть от дробной, или последовательность десятичных чисел с порядком десятичного числа.

Вещественные константы могут быть представлены в двух видах: с фиксированной и плавающей точкой.

Константы с фиксированной точкой - это числа содержащие точку, разделяющую целую и дробную часть. Константы с фиксированной точкой обязательно должны содержать как целую, так и дробную части.

Константы с плавающей точкой - это числа, представленные с десятичным порядком: mEp (без пробелов), где m - мантисса( как целые, так и вещественные с фиксированной точкой); E - признак записи числа с десятичным порядком; p - порядок числа ( только целые числа).

Логические константы (boolean) принимаю два значения True (истина) и False (ложь).

Символьные константы (char) - это какой-либо один символ, заключенный в апострофы: ‘A’, ‘5’ и т.д.

Строковые константы (string) - это последовательность символов, заключенных в апострофы: ’+9CL8sd’, ‘A B’, ‘alFa_7’ и т.п. При этом ‘d’ не есть тоже, что ‘D’, так как малые и большие буквы имеют различные значения в коде ASCII. В Turbo Pascal существует представление символьных констант с использованием знака #, за которым следует код символа ASCII. Например, #65 - это тоже, что и ‘A’, #100 - то же, что и ‘d’.

Соответственно строковые константы могут быть записаны как последовательность кодов символов ASCII: #96#100 эквивалентна строковой константе ‘bd’. Максимальная длина строки текстовой константы 255 символов.