Право на ведение переговоров и порядок их организации.

Понятие, формы и значение коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений. Соотношение законодательства, соглашений, коллективного договора, трудового договора (контракта).

 

Колдоговор - это правовой акт регулирующий трудовые, соц.-экон. и проф. отношения между работодателем и работником на предприятии, учреждении, организации.

Порядок разработки и заключения колдоговора регулирующиеся законом РФ "О колдоговорах и соглашениях" принятый в 1992г. с изменениями и дополнениями на 1995г.

Закон "О колдоговорах и соглашениях" регулирует отношения между работодателем и работником.

Понятие "Органы общественной самодеятельности" даётся в ФЗ РФ "Об общественных объединениях".

ООС являются не имеющие членства общественные объединения, целью которого является совместеое решение различных соц. проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учёбы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижениями установленных целей и реализация программ ООС по месту его содержания и соглашения:

- соблюдение норм законодательства

- полномочность представителей сторон

- равноправие сторон

- свобода выбора и обсуждения вопросов составляющих содержание колдоговоров и соглашений

- добровольность принятия обязательств

- реальность обеспечения реальных обязательств

- систематичность контроля и неотвратимость ответственности

Стороны коллективного договора.

-это работники организаций в лице их представителей руководителем организаций или другим полноправным в соответствии с уставом организации иным правовым актом лицом. Следует иметь в виду, что как правило, работодателей действует через представителей.

Понятие и значение трудового договора. Его отличие от трудового правоотношения. В ст. 37 РФ закреплено положение о свободе труда, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Запрещается принужденный труд , кроме предусмотренных закон-ом случаев.

Так в соответствии с межд-ими Нормами не считается принудительным трудом : 1) работа выполняемая на основании вступившего в законную силу приговоратруда 2) Военная служба 3) Работа в условиях черезвычайных обстоятельств. Каждый имеет пр. на труд в условиях отвечающих требованиям безопастности гигиены на вознаграждение на труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного ФЗ мин. Размера оплаты труда. В трудовом праве свобода труда трансформируется свобода труд. дог. Труд. дог явл. одним из главных оснований возникновений труд. отношений между работником и работодателем. Принцип свободы труд. дог. лежит в основе не только его добровольного заключения но и дальнейшего существования труд. отношений. В КзоТ-е термин труд. дог. и контракт рассматриваются как синонимы , хотя труд. дог имеет более широкое содержание, он означает институт трудового законодательства включающий нормы о приеме на работу , переводе на др. работу и увольнения. Контракт – особый вид труд. дог . заключенные в соответствии с законом между раб. ком. И работодателем в котором содержится более широкий перечень оговоренных непосредственно сторонами условий в том числе по вопросам организации труда , его стимулирования , соц-но-бытового обеспечения вопросов ответственности и др. В последние годы контракты с отдельными категориями работников трансформированы из трудовых в гражданско-правовые отношения. Труд. дог.Определяет правовое положение гражд. как участников определенной кооперации труда в качестве работника данного труд. коллектива. Только с заключением труд. дог гражд. становятся членами данного труд. коллектива и подчиняются его внутреннему трудовому распорядку. Признаки труд. дог.а)его предметом явл. личные выполнения труд фун-ций. Б) Выполнение работы определенного рода В) подчинение работника в процессе выполнения труд фун-ций правилам внутр. труд. распорядка. Г) оплата труда по заранееУстановленным нормам , но не ниже гарантированного мин. установленного Ф. Уровня. Разграничение градж. Правовых дог. от трудовых. 1) По труд. дог. работник выполняет работу по определенной конкретной трудовой функции и подчиняется внутреннему труд. распорядку 2) По гражданскправовым дог. гражд. не подчиняется дисциплине внутреннего распорядка данного предприятия сам организует работу , выполняет ее за свой риск, сам обеспечивает охрану труда и ему оплачивается результат или выполненное поручение. 3) по труд. дог. риск случайной гибели результата труда лежит на предприятии учреждения , а при дог подряда авторском и т. д. Этот риск несет сам гражд.

 

Коллективные переговоры, представляющие собой процедуру согласования интересов сторон переговоров, являются важнейшим элементом социального партнерства. Успешность и результативность их осуществления зависят от существования, а также неукоснительного соблюдения четких правил, которые определяют все основные моменты проведения переговоров.

Общие правила ведения коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективных переговоров регламентируются главой II Закона "О коллективных договорах и соглашениях".

До недавнего времени процедура заключения коллективных договоров предусматривала лишь разработку проекта договора, обсуждение и одобрение его на общем собрании и само подписание договора сторонами. По сути дела сама процедура предполагала единство позиций, в связи с чем обсуждение или одобрение проекта коллективного договора носило лишь формальный характер. Поэтому этап согласования интересов, взаимных требований и обоюдной ответственности не имел места. Сегодня коллективные переговоры принадлежащей их организации являются единственно эффективным средством примирения исходных интересов сторон, учета взаимных требований.

Признание коллективных переговоров в качестве необходимой процедуры согласования интересов сторон и стадии осуществления коллективно-договорного регулирования полностью соответствует действующим международным нормам. Согласно Конвенции МОТ № 154 "О содействии коллективным переговорам", под термином "коллективные переговоры" понимаются все переговоры, проводимые между предпринимателем (группой предпринимателей, одной или несколькими организациями предпринимателей) с одной стороны, и одной или несколькими организациями трудящихся, с другой, в целях определения условий труда и занятости, регулирования отношений между предпринимателями и трудящимися, регулирования отношений между предпринимателями и их организацией и организацией или организациями трудящихся.
Участниками переговоров являются представители сторон, специалисты и эксперты, приглашенные сторонами.

Участники переговоров наделены законом соответствующими полномочиями - кругом прав и обязанностей.

Представители работников обладают правом на получение от работодателя, а также государственных органов информации, необходимой для ведения коллективных переговоров. В Законе "О коллективных договорах и соглашениях" не устанавливается перечень сведений, которые понадобятся профсоюзам или представителям работников для проведения переговоров. В соответствии с Рекомендацией МОТ № 163 "О содействии коллективным переговорам" 1981 года предусмотрена необходимость предоставления информации о социально-экономическом положении производственного подразделения, в рамках которого ведутся переговоры, и предприятия в целом. Государственные органы предоставляют информацию об общем социально-экономическом положении страны и соответствующей отрасли в таком объеме, при котором разглашение такой информации не будет наносить ущерба интересам нации.

Следовательно, праву представителей работников получать необходимую информацию для ведения переговоров корреспондирует обязанность другой стороны эту информацию предоставлять.