Социализация как процесс и как результат.

Лекция 9 Педагогические проблемы социализации человека на разных этапах жизни

1. Социализация как процесс и как результат.

2. Основные этапы, стадии социализации.

3. Педагогический аспект социализации человека.

4. Характеристика основных педагогических проблем в процессе социализации.

Литература:

1. Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика. – М, 2002.

2. Липский И.А. Социальная педагогика. Методологический анализ. – М., 2004.

3. Мудрик А.В.Социальная педагогика. – М., 2002.

4. МардахаевЛ.В. Социальная педагогика. – М.., 2005.

Автором термина «социализация» применительно к человеку считают американского социолога Ф.Г.Гуддинса, который в 1887 г. В книге «Теории социализации» употребил его в значении близком к современному – «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».

До 60-х гг. под социализацией ученые понимали развитие человека в детстве, отрочестве и юности. В последние десятилетия изучение социализации распространилось на взрослость и даже старость.

Подходы к концепции социализации

1) Предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривают как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход м.б. назван субъект-объектным (общество – субъект взаимодействия, а человек – его объект). У истоков этого подхода стояли: француз Эмиль Дюркгейм, американец Талкот Парсонс.

2) Основан на том, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на самого себя. Этот подход можно определить как субъект-субъектный. Основоположники: американцы Чарльз Кули, Джордж Герберт Мид. Социализация трактуется как развитие с/изменение человека в процессе усвоения воспроизводством культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.