Развитие социальной педагогики за рубежом.
Социальная педагогика выделилась из педагогики сравнительно недавно. Однако и сама педагогика оформилась в самостоятельную научную область только в XVII в. Связано это событие с именем выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670) и его гениальным произведением «Великая дидактика», в котором был определен предмет исследования этой науки.
В истории развития социальной педагогики можно выделить ряд периодов.
Первый— начальный период, который длился с древнейших времен вплоть до XVII века, связан с осмыслением практики воспитания и формированием педагогической и социально-педагогической мысли. В этот период происходит становление воспитания как социального явления, его преобразование из стихийного действия в осознанную деятельность, возникают различные теории воспитания.
Второй период- ХУП-Х1Х вв., - характеризуется развитием ведущих идей и научных концепций социальной педагогики, становлением ее как науки.
XVIII и XIX века вошли в историю мировой культуры как периоды буржуазно-демократических революций. Видные ученые (педагоги, философы, социологи, психологи) искали решение социально-педагогических проблем на путях сотрудничества с общественностью и государством. Вопросы воспитания рассматривались в русле идей преобразования общества, наделения всех людей равными правами, реальной свободой.
На протяжении всего XIX века шел длительный и неоднозначный процесс отделения социальной педагогики от педагогики. При этом на ее развитие, кроме философии и педагогики, большое влияние оказывали и другие науки, такие как психология, социология, антропология (наука о происхождении и развитии человека), медицина и др.
С начала XX в. начинается третий период - период развития социальной педагогики как самостоятельной науки, который отнюдь нельзя назвать «безоблачным». Наиболее яркий представитель социальной педагогики Пауль Наторп (1854-1924) рассматривал социальную педагогику как часть, аспект общей педагогики. Рассматривая основные функции человеческого существования, П.
Наторп выдвинул три основные функции социальной педагогики. Первая -связана с половой жизнью ребенка, которая раскрывается в нем в кругу семьи и в контакте с ближайшим окружением. Вторая - с волей, которая формируется в школе и связана с осуществлением передачи знаний, при этом у ребенка развираются эмоциональные, социальные и моторные способности. Третья - разум - раскрывается в общности. П. Наторп считал социальную педагогику педагогикой для всех молодых людей.
Вместе с развитием социальной педагогики как науки в Германии активно развивается сфера профессиональной деятельности специалиста в области социальной педагогики. С 1908 г. начата подготовка социальных педагогов; в начале 70-х годов в университетах Германии начата подготовка социальных педагогов с высшим образованием. Следует отметить, что в Германии, наряду с социальной педагогикой, на протяжении XX века активно развивается как самостоятельная область знания
Особенности развития социальной педагогики в России
Временной интервал | наука | практика |
Первая половина XVIII в. | отсутствуют | Экспериментальные социально-педагогические учреждения И.И. Бецкого |
Вторая половина XIX в | отсутствуют | - Яснополянская школа Л.Н. Толстого; - Массовая благотворительность |
Начало XX . – 1917 г. | Труды П.Ф.Лесгафта Труды В.П.Вахтерова Труды П.Ф.Каптерева | Экспериментальные социально- педагогические учреждения К.Н.Вентцеля, Е.Н. Орловой, С.Т. Шацкого; Первые общественные объединения. |
20 годы XX в | - социально-педагогическая концепция С.Т. Шацкого; -коммунистическая концепция воспитания В.И. Ленина и Н.К. Крупской; - педагогика среды М.В. Крупениной | - Инновационные социально- педагогические учреждения (коммуны, детские площадки, пионерские лагеря, опытные станции, дома пионеров); - Педагоги новаторы: - А.С. Макаренко и В.Н. Сорока-Россинский; Новые коммунистические детские и молодежные организации. |
30 гг. XX в. – 1985 г. | - «Школоцентризм»; - теории коммунистического воспитания; - объявление социальной педагогики буржуазной наукой; | - Идеологические и воспитательные программы пионерских и комсомольских организаций; - группы продленного дня |
1985-1989 гг. | Коммунарская методика: педагогика сотрудничества | - Педагоги-новаторы: Шаталов, Лысенкова, Иванов; - Демократические педагогические движения; -Инновационные виды образовательных учреждений; - Авторские школы |
1989-1991 гг. | ВНИК «Школа-микрорайон» | Широкомасштабный социально-педагогический эксперимент – введение новой должности «социальный педагог» в систему образования |
1992-1999 гг. | - создание центра социальной педагогики РАО; - открытие кафедр социальной педагогики в вузах; - активная разработка теории и методики программ социальной педагогики | Введение должности «социальный педагог» в ОУ разного типа и вида; Появление и развитие социально-педагогических служб; Инновационные социальные учреждения в системе образования и новые детские молодежные общественные учреждения |