Связь педагогики с другими науками

1. Важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории выполнила философия. Связь педагогики с философией я/я наиболее длительной и продуктивной, т.к. философские идеи способствовали созданию педагогических концепций и теорий, служили ее методологическим началом.

2. Педагогика и психология изучают очень близкие, тесно между собой связанные предметы предметом психологии являются пси­хические процессы и состояния (память, мышление, воля, харак­тер и др.); педагогика изучает процесс, в котором развиваются и формируются память, воля, характер и др. Можно сказать, что педагогика в известной мере является продолжением психологии.

3. Педагогика связана также с этнографией - наукой о бытовых и культурных особенностях народов. В свое время К.Д.Ушинский сформулировал как один из важнейших принцип народности в обучении и воспитании. В теории педагогики до сих пор никто не выдвинул против этого положения принципиальных возражений: все признают необходимость учета культурно-национальных особен­ностей в воспитании, использования национальных традиций.

4. Значительное влияние на развитие педагогики, оказывают_социология, экономика, кибернетика и другие науки. В частности, социология как наука об обществе, социальных процессах, обще­ственных группах дает для педагогики важные сведения о влиянии социальной среды на человека, о взаимоотношениях людей в группах, что позволяет выявить воспитательные возможности групповых отношений.

5. Связи педагогики с экономикой выросли в развитие целой на­учной отрасли - экономики народного образования. Ее задачами является исследование уровня финансовых и материально-технических затрат на развитие различных типов учебных заведе­ний, определение оптимального количества средств, необходимых
для обучения ученика в школе (путем определения наполняемости
классов, числа учащихся в школах, стоимости оборудования, оп­латы труда, определения экономической эффективности исполь­зуемых средств и др.).

6. Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогике как специальной отрасли педагогического знания, предметом которого я/я образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии.

Они разрабатывают систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и облегчаются процессы социализации, компенсирующие имеющие дефекты.

 

Анализ связей педагогики с другими науками позволяет выделить следующие формы:

  1. Использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук.
  2. Творческое заимствование методов исследования, применяемых в этих науках.
  3. Применение в педагогике конкретных результатов исследования, полученных в психологии, социологии, ВНД и др.

Участие педагогики в комплексных исследованиях человека (ПМПК