Культура Нового времени. XVII век
Новое время в истории Западной Европыохватывает XVII и XVIII столетия. Между ними имеется много общего, поскольку в этот период закладывались основы современного мира. Вместе с тем каждое из них является вполне самостоятельным.
XVII век стал началом коренных изменений в мировой истории. XV111 век известен прежде всего как эпоха Просвещении
В XVII веке имели место большие потрясения, главными из которых стали Английская буржуазная революция (1640- 1660; 1688 - 1689) и Тридцатилетняя война (1618 — 1648). Однако в целом его можно назвать веком сосуществования и равновесия между старым иновым: между феодализмом и капитализмом, абсолютной монархией и буржуазной республикой, католицизмом и протестантизмом, универсальным гуманизмом и буржуазным индивидуализмом, наукой и искусством. Вместе с тем во всех областях жизни происходят важные события, идут глубинные процессы и утверждаются тенденции, которые будут определять все последующее развитие западного мира.
В социально-политической области,с одной стороны, наблюдается заметное усиление феодального строя, принимающего форму абсолютной монархии, характерной для подавляющего большинства европейских стран. Поэтому XVII век часто называется эпохой абсолютизма. Вто же время возникшая ранее тенденция к капитализму все больше набирает силу. Об этом свидетельствует эволюция Англии, которая в XVII столетии прошла три стадии. В первой половине века она была абсолютной монархией, затем стала буржуазной республикой. А после 1689 г. хотя и стала по форме вновь монархией, но, по сути, укрепилась как буржуазно-капиталистическая страна.
Еще более показательным примером была буржуазная Голландия, которая в XVII веке стала настолько сильной и могущественной, что увядающая монархическая Испания уже не помышляла о восстановлении над ней своего прежнего господства. Даже во Франции, являвшейся классической формой абсолютной монархии, последняя была далеко не абсолютной, поскольку королевская власть в своей борьбе с феодальной аристократией вынуждена была опираться на буржуазию.
XVII век стал временем формирования национальных культур.Вслед за Италией, создавшей свою национальную культуру в эпоху Ренессанса, то же самое делают другие европейские страны.
В течение примерно трех столетий — с середины XVIIвека и до середины XX века — Париж будет выступать в качестве признанной столицы мировой культуры и искусства. Этому способствовало то обстоятельство, что в результате Тридцатилетней войны Франция приобрела политическую гегемонию в Западном мире.
Наряду с формированием национальных культур все отчетливее прорисовываются контуры единой мировой культуры. Вцелом же в XVII веке Западная Европа выходит на ведущие позиции в мировой истории и культуре. Раньше такие позиции занимал Восток — прежде всего Китай. Внутри каждой культуры продолжается ранее начавшийся процесс дифференциации, в результате которого каждая область культуры становится все более обособленной и самостоятельной, стремится к самоуглублению, самопознанию и самоутверждению. Последствия дифференциации для разных областей культуры были далеко не одинаковыми. Наиболее сложными и противоречивыми они оказались для религии.
На первый взгляд, роль и значение религии и Церкви в XVII векевыросли. Усилилось также религиозное чувство. Религия вновь стала опорой общественного строя.
Однако следует признать, что это усиление было относительным — лишь по сравнению с эпохой Ренессанса.
Сохранению тенденции к секуляризации способствовали:
• раскол католицизма;
• появление протестантизма.
Религия утрачивала роль универсального, всепроницающего и объединяющего начала. Она становилась в один ряд с другими пилениями культуры. Ее теснили набиравшие силу национальный и политический факторы.
Для других областей культуры ее дифференциация имела в основном положительные последствия. Наиболее благоприятными они оказались для науки.
XVII столетие можно с полным правом назвать веком науки и научной революции.Среди ученых особого упоминания заслуживают такие великие имена, как Г. Галилей, И. Кеплер, И. Ньютон, V. Гарвей, Р. Бойль, Э. Мариотт, Э. Торричелли.
В математике и физике настоящую революцию осуществили в первую очередь Г. Галилей, Р. Декарт, Б. Паскаль, И. Ньютон и др., в астрономии — И.Кеплер, в биологии — У. Гарвей, в химии — Р. Бойль. Благодаря открытиям и достижениям названных и других ученых были созданы фундаментальные теории практически всех явлений окружающего мира - жидкости, газа, и твердого тела, Земли, неба и всей Вселенной.
XVII век стал также началом научно-технического прогресса. Именно на это время приходятся такие важные технические изобретения, как часы с маятником, ртутный барометр, телескоп, микроскоп и др. Во многом они явились логическим следствием успехов науки. В то же время их создание послужило мощным ускорителем развития науки. Благодаря телескопу и другим оптическим приборам была создана современная астрономия. Микроскоп явился основой для прогресса биологии.
По своей значимости наука, по меньшей мере, уравновешена с философией. Более того, многие философы начинаютрассматривать науку не только в качестве главного средство познания природы, но и ее изменения. К такому пониманиюприходят английский философ Ф. Бэкон(1561 — 1626) и французский философ Р. Декарт(1596 — 1650).
Бэкон и Декарт создали не только эмпиризм и рационализм, составившие методологию развития науки вплоть до наших дней. В их концепциях прежний гуманизм и антропоцентризм принимают новую конфигурацию. Человек впервые предстает как преобразователь природы. Наука при этом выступает главным средством покорения природы. Таковым человек будет оставаться до середины XX века, когда разразится экологический кризис.
Некоторые философы начинают воспринимать науку как образец или модель построения своих исследований. Эта черта, в частности, хорошо видна у голландского философа Б. Спинозы(1632 — 1677), назвавшего свой основной труд весьма своеобразно: "Этика, доказанная в геометрическом порядке". 6. XVII столетие стало и веком искусства.По числу великих художников XVII век, видимо, превосходит все остальные, включая Возрождение. Причем, если в эпоху Ренессанса Италия в области искусства не знает себе равных, то в XVII веке искусство переживает подъем во всех европейских странах, а Франция теперь смотрится предпочтительнее.
Искусство испытало воздействие дифференциации, последствия которой следующие:
- религиозно-мифологические сюжеты избавляются от излишней патетики;
- среди художников исчезают универсальные личности, характерные для эпохи Возрождения;
- наблюдается усиление субъективного начала в искусстве.
Внутри искусства также идет процесс дифференциации, изменяются существующие жанры и возникают новые. В живописи полностью самостоятельными жанрами становятся пейзаж и портрет, в котором усиливается психологизм. Возникают натюрморт и изображение животных. Возрастает значение оригинальных композиционных решений, цвета, живописности, колорита.
В музыке рождается опера. Создателем этого жанра является итальянский композитор К. Монтеверди(1567 — 1643), написавший оперу "Орфей". Возникают кантаты и оратории.
Главным стилями в искусстве XVII века выступают:
- барокко;
- классицизм.
Некоторые искусствоведы считают, что в это же время возникает и реализм как особый стиль в искусстве, однако эта точка зрения оспаривается, хотя существование реалистической тенденции признается.
XVII столетие стало "золотым веком" театра.
В Англии продолжает творить У. Шекспир, пьесы которого ставятся в известном театре "Глобус".
Настоящий расцвет переживает театр Испании. Главой этого театра считается Лопе де Вега(1562 - 1635), написавший около 200 пьес, из которых наиболее известной в наши дни является "Собака на сене". Выдающимся представителем испанского барокко стал Педро Кальдерой(1600 — 1681), создавший интересные произведения в разных жанрах — комедию "С любовью не шутят", драму "Стойкий принц", а также философскую драму "Жизнь есть сон", посвященную нравственной силе человека.
Стиль классицизма представляет французский театр, также переживающий невиданный расцвет. Его успех и славу обеспечили три великих имени: П. Корнель(1606 — 1684J, Ж. Расин (1639 - 1699), Ж.Б. Мольер (1622 - 1673).