Психоанализ: феномен первобытной культуры.

Труд создал культуру“.

Генезис культуры

Первобытная культура

П.С.Гуревич в своей работе “Философия культуры” утверждает, что существует несколько версий генезиса культуры: 1.орудийно-трудовая; 2.психоаналическая; 3.игровая;

Наиболее обстоятельно деятельностный подход к культуре раз­работан в марксистской традиции.

Согласно орудийно-трудовой концепции, внутри которой осмысли­вается генезис культуры, человек выделился из животного мира. Теория происхождения человека изложена Ф.Энгельсом в 1873-1876 гг. Она пред­ставлена в статье “Роль труда в процессе превращения обезьяны в че­ловека”, которая являлась одной из глав его работы “Диалектика при­роды”. Энгельсу принадлежит классическая формула- “Труд создал чело­века“”. Под трудом Энгельс понимал целесообразную деятельность, ко­торая началась с изготовления орудий из камня, кости и дерева. По мне­нию К.Маркса и Ф.Энгельса, сознание возникло в результате труда. В процессе труда у людей возникла потребность что-то сказать друг другу. Так появилась речь как средство общения в совместной трудовой деятельности. Труд сотворил человека и культуру как способ его жиз­недеятельности. Но для того, чтобы трудиться, нужно обладать соз­нанием, а также жить в группе и общаться в про­цессе обретения трудовых навыков.

Итак, труд в марксистски ориентированной культурологии рассматривается как процесс взаимодействия человека и природы. Человек не только преобразует форму того, что дано природой, но и ставит сознательную цель, определяющую способ и характер его действий.

Основатель психоанализа З.Фрейд в книге “Тотем и табу” пытался раскрыть культурогенез через феномен первобытной культуры. Он отмечал, что возможность обнажить первоначальные слои человеческого творчества позволяют подойти к выяснению специфики культуры в целом. Вместе с тем он показывает, что для истолкования феномена культуры огромное значение имеет система запретов, то есть табу.

Культура, по его мнению, демонстрирует две свои стороны. С одной стороны, она охватывает все приобретенные людьми знания и умения, дающие человеку возможность овладеть силами природы и получить от нее материальные блага для удовлетворения своих потребностей. С другой стороны, в нее входят все те установления, которые необходимы для упорядочения взаимоотношений людей, а особенно для распределения достижимых материальных благ.

Фрейд связывает генезис культуры с животностью человека, с тем, что люди наделены звероликой природой. При этом сама культура оказывается средством обуздания животных инстинктов.