В процессе преподавания психологии

Использование технических средств

Технические средства обучения– это предметы, созданные человеком и опосредующие его деятельность, в том числе и учебную. По дидактическим функциям технические средства обучения можно разделить на две группы:

§ информационные,

§ контролирующие.

1. Информационныеслужат для введения учебной информации, ее адекватной и доступной презентации. Такие средства обеспечивают необходимую связь вербального и образного мышления и более глубокое усвоение учебного материала, особенно, когда реальная демонстрация изучаемых объектов невозможна. К таким средствам можно отнести:

а) видеоаппаратуру(телевизор, кинокамеру, видеомагнитофон и др.). Ее можно использовать для демонстрации: учебных фильмов или их фрагментов; процесса консультирования (известных психотерапевтов, студенческих попыток, различных техник консультирования и др.); научных экспериментов лабораторного типа; проявлений психических явлений (типов темпераментов, акцентуаций характера, эмоциональных состояний и т.п.). Организовывать видеотренинги, анализ профессионального поведения, методический разбор прочитанных студентами пробных лекций, а также обеспечивать дистанционное обучение.

б) аудиоаппаратуру (магнитофоны).Их можно использовать для демонстрации слуховых ощущений и восприятий, порогов слуховой чувствительность в курсе общей психологии и др. Целесообразно на занятиях психологией прослушивать записи фрагментов речи, анализируя темп, интонации, тембр и другие ее характеристики. Прослушивание речи консультанта при установлении рапорта с клиентом помогает студенту – будущему психологу осознавать недостатки и достоинства профессиональной речи и своевременно корректировать ее.

в) проекционную аппаратуру,которую обычно используют для проецирования на экран различных печатных материалов.

При использовании технических средств следует учитывать законы восприятия человеком различной информации. Так, оптимальная экспозиция технических средств составляет примерно 20-25 минут в час вместе с пояснениями. Роль преподавателя остается ведущей. Перед экспозицией должна быть указана цель и определена деятельность студента.

2. Контролирующие устройства представляют собой обучающие машины для программированного обучения, тренажеры для подготовки к зачетам и экзаменам, а также устройства для диагностики познавательных процессов и свойств личности (это компьютерные диагностические методики).