Значение речевого этикета и факторы, его формирующие.

Тема: Речевой этикет в деловом общении

Лекция 7

Вопросы:

1. Значение речевого этикета и факторы, его формирующие.

2. Этикетные формулы знакомства, представления, приветствия и прощания.

3. Формулы речевого этикета для торжественных, скорбных ситуаций.

4. Этикетные формулы, используемые в деловой ситуации.

5. Деловые комплименты.

Этикет по происхождению французское слово (etiquette). Пер­воначально оно обозначало товарную бирку, ярлык (ср. этикетка), а затем так стали называть придворный церемониал. Именно в этом значении, особенно после принятия французского церемониала при венском дворе, слово этикет получило распространение в немецком, польском, русском и других языках. Наряду с этим словом для обо­значения совокупности принятых правил, определяющих порядок какой-либо деятельности, используется слово регламентация и сло­восочетание дипломатический протокол. Многие тонкости общения, представленные протоколом, учитываются и в других сферах дело­вых отношений. Все большее распространение в деловых кругах, осо­бенно в последнее время, получает деловой этикет, отражающий опыт, нравственные представления и вкусы определенных соци­альных групп.

Деловой этикет предусматривает соблюдение норм поведения и общения. Поскольку общение есть деятельность человека, процесс, в котором он участвует, то при общении в первую очередь учитыва­ются особенности речевого этикета.Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения.

Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Это прежде всего относится к государственным служащим, политикам, педагогам, юристам, врачам, менеджерам, предпринимателям, журналистам, работникам сферы обслуживания, т. е. тем, кто по роду своей деятельности ПОСТОЯННО общается с людьми.

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение.Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих.

Соблюдение речевого этикета людьми так называемых лингвоинтенсивных профессий имеет, кроме того, воспитательное значение, невольно способствует повышению как речевой, так и общей куль­туры общества.

Но наиболее важно: неукоснительное следование правилам рече­вого этикета членами коллектива того или иного учреждения, пред­приятия, производства, офиса оставляет у клиентов, соучредителей, партнеров благоприятное впечатление, поддерживает положитель­ную репутацию всей организации.

Какие же факторы определяют формулирование речевого этике­та и его использование?

Речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров, всту­пающих в деловые отношения, их социального статуса, места в слу­жебной иерархии, профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера.

Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит об­щение. Это может быть и презентация, конференция, симпозиум, со­вещание, на котором обсуждается экономическое финансовое поло­жение компании, предприятия; консультация; юбилей фирмы и др.

Речевой этикет в определенной мере отражает нравственное со­стояние общества, его моральные устои.

Известно, что в некоторых странах были изданы законы, предпи­сывающие, как надо обращаться к представителям различных слоев общества. Такие законы, изданные преобразователем Петром I, не­укоснительно действовали и в нашей стране вплоть до 1917 г.