Построение эффективной демократии
Является ли политическая система в ее нынешнем виде инструментом реального народовластия? Насколько продуктивен диалог власти и общества? Молодая российская демократия добилась в своем становлении значительных успехов, но все же она весьма далека от желаемого образа и только начинает двигаться по правильному пути.
| Ключевой вопрос современной стадии развития демократии в России — удастся ли ей стать суверенной демократией. |
Так называют образ политической жизни общества, при котором власти, их органы и действия выбираются, формируются и направляются исключительно российской нацией во всем ее многообразии и целостности ради достижения материального благосостояния, свободы и справедливости всеми гражданами, социальными группами и народами, ее образующими. В суверенной демократии сила и достоинство российского народа проявляются через развитие гражданского общества, построение надежного государства, конкурентоспособной экономики и эффективного механизма влияния на события в мире.
Демократический процесс должен шаг за шагом расширять реальное пространство свобод личности, укоренять ценности свободы, сближать их с историческими традициями, моральными и культурными ценностями россиян. Демократизация России возможна лишь на основе усилий самого народа, роста его политической активности и социальной ответственности. Но это неразрывно связано с демократизацией государства, с четкой регламентацией норм его функционирования и постоянным общественным контролем, с проведением административной реформы.
Основная внутренняя задача государства на современном этапе — создать условия, при которых граждане России могут зарабатывать деньги, с выгодой для себя вкладывать их в экономику страны. Для этого необходимо устранить то, что мешает людям жить и работать. Прежде всего существенно изменить саму систему работы государственных институтов. Ведь сегодня колоссальные возможности страны блокируются громоздким, неповоротливым, неэффективным государственным аппаратом.
Мы привыкли жаловаться на российскую бюрократию,многочисленную и неповоротливую. Претензии к ней совершенно обоснованны. Но бюрократических структур в России, как это ни странно, не больше, а иногда даже меньше, чем в других странах. Главная проблема не в количестве этих структур, а в том, что их работа плохо организована.
| Нашему государству необходима последовательная и долгосрочная административная реформа. Ее результатом должно стать государство, адекватное новому времени и целям, стоящим перед Россией. Путь к этому — целенаправленное создание «эффективной российской бюрократии». |
Следует разъяснять отличие существующего государственного аппарата от классической бюрократии, важнейшие признаки которой: четкая регламентация, публичная ответственность, ясные механизмы продвижения, социальные гарантии.
Важнейший элемент модернизации государства — обеспечение независимости и авторитета судебной системы,создание системы гражданского контроля над деятельностью органов правопорядка. Невозможно победить преступность лишь путем укрепления правоохранительных органов. Без создания общей атмосферы нравственного неприятия преступления, без активной поддержки обществом борьбы с преступностью решение этой задачи нереально.
| Важно переломить широко распространенную, криминальную по своему происхождению и содержанию традицию осуждения «доносительства», сотрудничества с «ментами». Напротив, без такого сотрудничества нечего и надеяться на победу над преступностью. Но такое сотрудничество возможно лишь в ситуации, когда правоохранительные органы государства вызывают доверие у граждан. Наличие такого доверия и есть разграничение между презираемым в народе «доносительством» и ставшим традиционным в странах сильной демократии сотрудничеством с государством. |
Государство не существует в вакууме, в безвоздушной среде. Оно есть часть общества со всеми его сильными и слабыми сторонами. В нашей стране существуют и конструктивно работают тысячи гражданских объединений и союзов, но далеко не все они отстаивают реальные интересы людей. Для части этих организаций приоритетной задачей стало получение финансирования от влиятельных зарубежных фондов, для других — обслуживание сомнительных групповых и коммерческих интересов. Когда же речь идет о нарушениях фундаментальных и основополагающих прав человека, об ущемлении реальных интересов людей, их голос не слышен.
| Чтобы стимулировать укрепление институтов гражданского общества,целесообразно постепенно передавать негосударственному сектору функции, которые государство не должно или не способно эффективно выполнять. |
Следует также повышать престиж гражданских организаций, привлекать их к обсуждению и участию в решении вопросов государственной важности. Большая надежда здесь возлагается на недавно образованную Общественную палату.
Для суверенной демократии, которая отличается интеллектуальным лидерством, сплоченной элитой, национально ориентированной открытой экономикой и умением защищаться, необходима гражданская солидарностькак сила, предупреждающая социальные и военные столкновения. Свободное общество не будет мириться с массовой бедностью (на фоне столь же массового уклонения от уплаты налогов), убожеством социальной защиты, несправедливым распределением общественных доходов. Равно как и не поставит под сомнение необходимость разумных оборонных бюджетов для поддержания престижа и технического переоснащения армии, флота, спецслужб.
Социальный мир в России невозможен и без ясных ориентиров и понимания того, как в нашей стране можно достичь жизненного успеха, не имея богатых родителей, связей во власти и готовности к аморальным или даже прямо преступным поступкам ради личного обогащения и возвышения. Сформированная таким образом элита не может служить авангардом, передовой силой нации, она скорее дезориентирует общество, задает ему неправильные образцы для подражания.
Востребованность таланта, инициативы и трудолюбия, достойное вознаграждение должны стать общепризнанными критериями продвижения в бизнесе и на государственной службе.
Новая российская нация, объединенная общей судьбой, может возникнуть только как следствие формирования новой, социально и национально ответственной элиты,исходящей из высшей ценности — необходимости сохранения России как суверенной, независимой демократической державы. Пока, следует признать, такая элита у нас только формируется.