Административная юрисдикция: общие черты, принципы.

Большая часть производств, составляющих структуру административного процесса, направлена на урегулирование правоотношений положительного характера, которые возникают в ходе исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов. Тем не менее нарушения требований правовых норм нуждаются в соответствующем реагировании со стороны государства. Это обстоятельство обусловливает существование особого рода правоохранительной деятельности, содержание которой составляют рассмотрение дел о правонарушении, других правовых споров и принятие по ним соответствующих решений. В процессе такой деятельности решается юридическое дело, осуществляется правовая защита нарушенных или оспариваемых интересов, выносится государственно-властное решение о применении соответствующей правовой санкции, восстановлении нарушенного права.

Эта деятельность носит название «юрисдикция» и является характерной для административного процесса.

Административной юрисдикции присущи следующие черты:

a. Наличие правового спора (правонарушения). Рассмотрение и решение юридических дел, обусловленных положительными обстоятельствами, не охватываются юрисдикционной деятельностью. Юрисдикция возникает лишь тогда, когда необходимо решить спор о праве, нарушении установленных правовых норм.

b. Административно – юрисдикционная деятельность вследствие своей особой социальной остроты требует надлежащего процессуального регулирования. Административно – процессуальная форма, как и другие виды юрисдикционной деятельности, предусматривает состязательность процедуры решения дела. Это означает, что стороны в споре или виновные в совершении правонарушения не являются пассивными наблюдателями рассмотрения дела юрисдикционным органом. Они наделены достаточно широким арсеналом процессуальных прав, который позволяет им активно защищать свои интересы, представлять доказательства, заявлять ходатайства, оспаривать предъявленные доказательства в совершении административного правонарушения. При этом административно – юрисдикционные органы, их должностные лица обязаны оказывать содействие в осуществлении этих процессуальных прав.

 

c. Обязательность принятия решения в виде юридического акта – еще один важный признак юрисдикционной деятельности. Будучи способом решения правовых конфликтов, юрисдикция предусматривает необходимость принятия окончательного решения – акта применения норм права к конкретному случаю. Юрисдикционный акт по конкретному административному делу означает по сути решение правового спора.

 

Административно – правовые споры рассматриваются на основе соответствующих нормативно – правовых актов, которые закрепляют порядок рассмотрения жалоб на неправомерные действия или бездеятельность органов и должностных лиц, нарушающих права и законные интересы граждан.

Еще одной особенностью административной юрисдикции является разнообразие органов, которые ее осуществляют. В большинстве случаев рассмотрение дел об административных правонарушениях возложено законодателем на органы, основной задачей которых наряду с выполнением юрисдикционных является осуществление исполнительно-распорядительных функций в разных областях государственного управления. Вместе с тем административно – юрисдикционные функции осуществляются и органами, специально созданными для рассмотрения дел об административных правонарушениях, административными комиссиями при исполкомах районных, городских, районных в городах советов. Особое место в системе административно – юрисдикционных органов занимают суды. При этом следует иметь ввиду, что административное судопроизводство по делам об административных нарушениях выступает как разновидность обычного правосудия и его нельзя рассматривать как форму управленческой деятельности, поскольку суд не является органом управления. Применяя меры административного взыскания за административные правонарушения, судья осуществляет не исполнительно – распорядительную деятельность, а функции правосудия.

Т. О., административная юрисдикция заключается в рассмотрении административно – правовых споров, дел об административных правонарушениях в установленной законом административно-процессуальной форме специально уполномоченными на то органами (должностными лицами), которые наделены правом рассматривать споры и накладывать административные взыскания.