Аспекты исследования нарушений психофизического развития

 

В процессе исследования нарушений психофизического развития специалисты выделяют четыре аспекта (Т. В. Варенова, 2003).

1. Клинический– направлен на изучение причин и симптомов, полученных в результате обследования ребенка. Основная цель исследований – выявление стойких отклонений в морфологии и физиологии отдельных органов, систем и организма в целом.

2. Психологический– изучение состояния и развития психических процессов. Цель – выявление особенностей отклоняющегося развития ребенка и тех сохранных путей, с помощью которых можно их компенсировать в адекватных условиях, видах и формах обучения.

3. Педагогический– направлен на изучение уровня обучаемости и воспитуемости ребенка и включает следующие задачи: изучение познавательных возможностей, черт личности, выявление уровня актуального и зоны ближайшего развития; определение оптимальных условий для коррекции недостатков познавательной деятельности; разработка способов педагогического влияния на учащихся; выявление готовности ребенка к обучению в школе, определение степени сформированности школьных навыков, причин, вызывающих различные трудности в усвоении программы, и школьной адаптации.

4. Социологический– рассматривает место инвалида в обществе, его поведение в различных жизненных ситуациях.

Помимо перечисленных аспектов исследования, проводят логопедическое обследование ребенка, дающее представление об уровне сформированности речевой деятельности во всех ее компонентах (фонетический, лексический, грамматический).

В 1996 году в республике был проведен единовременный учет детей (от 0 до 14 лет на 1.09.96) и подростков (от 15 до 17 лет на 1.12.96) с недостатками умственного и физического развития по специально разработанным карточкам. С тех пор показатели ежегодно дополняются и уточняются.