Церковь в условиях монгольского ига

 

В ходе монгольского завоевания Церковь разделила общую судьбу страны. Были подвергнуты осквернению и разрушены десятки монастырей, сотни храмов, уничтожены книги и церковная утварь. Погибли многие священнослужители, монахи, некоторые епископы.

 

Однако это не означало, что монголы питали вражду к христианству. Просто Церковь оказалась жертвой тотальной стихии войны. Будучи язычниками, монголы терпимо относились ко всякой религии. В Золотой Орде свободно практиковались буддийские, мусульманские и иные культы, и даже ханы нередко принимали участие в религиозных обрядах. Принцип веротерпимости был зафиксирован в "Великой Ясе" Чингисхана (1206).

 

Монголы признали за русскими право исповедовать свою религию. Однако они требовали и от них уважения к языческим богам и магическим церемониям. Посещавшие Орду князья перед аудиенцией у хана должны были проходить через очистительный огонь, поклоняться изображениям умерших ханов, солнцу и священному кусту. На этой почве в г. Сарае (резиденции ханов) возникали конфликты, порой завершавшиеся трагически для русских князей.

 

С конца 1250 г. Русская церковь получает экономические и правовые льготы, юридически закрепляемые ханскими ярлыками, которые выдавались митрополитам. Хотя объем льгот в разное время мог меняться, однако речь шла об освобождении церковнослужителей и зависимого от Церкви населения от налогов и дани. Ярлыком хана Менгу-Темира (1266-1282) объявлялись неприкосновенными земли и угодья Церкви, принадлежащие ей иконы, книги и другое движимое имущество. За льготами, предоставлявшимися Церкви, стоял прагматический расчет. В ярлыках прямо говорилось, что Церковь должна "с чистым сердцем" молиться своему Богу за ханов и за их род, благословлять их и признавать их власть как данную от Бога, т.е. завоеватели полагали, что Церковь не только не станет поощрять народное недовольство игом, но и использует свое влияние для умиротворения людей. И действительно, ни одно антимонгольское выступление во второй половине XIII в. Церковь не поддержала. Однако объясняется это не "соглашательством" и не малодушием духовенства, а трезвой оценкой его неминуемого исхода.

 

Свидетельством признания Золотой Ордой важной общественно-политической роли Церкви было учреждение в 1261 г. Сарайской епархии. К этому времени здесь на постоянном или временном пребывании оказалось довольно много русских, нуждавшихся в церковном окормлении: пленных крестьян и ремесленников, а также купцов, членов посольств. Кроме того, пребывавший в Сарае епископ был не только связующим звеном с Русской митрополией и князьями, но и дипломатическим посредником в сношениях Золотой Орды с Константинополем.

 

При поддержке ханов Церковь быстрее, чем светские феодалы, восстанавливала и укрепляла свое материальное положение. К XIV в. ее экономический потенциал превышал могущество среднего русского княжества. В ряде крупных городов - Твери, Ростове, Нижнем Новгороде - воздвигаются богатые храмы. Растет и политический вес Церкви.