ТЕМА 12. ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ

Педагогическая деятельность классиков научной педагогики

Период конца 18 - 19 века знаменуется творчеством педагогов, которые вошли в число классиков науки о воспитании и образовании. Прежде всего, к ним относятся Иоганн Песталоцци (1746-1827), Фридрих Фрёбель (1782-1852), Иоганн Гербарт (1746-1841), Фридрих Дистервег (1790-1866).

И. Песталоцци занялся воспитательной деятельностью под влиянием идей Руссо, учредив в 1774 г. свой первый приют для бедных детей в Нейгофе. Он стремился посредством связанного с производительным трудом воспитания дать сиротам и беспризорникам надежду на независимую и активную жизнь. Помимо производственной деятельности дети приобретали также минимальное общее образование (счет, письмо, чтение, пение). Это была попытка соединить обучение с производственной деятельностью. Но в 1780 г. школа разорилась и была закрыта. После этого Песталоцци пишет свой известный педагогический роман «Лингард и Гертруда». Впоследствии он не раз открывает приюты и воспитательные учреждения для бедных детей, продолжая вести активную исследовательскую работу по проблемам воспитывающего труда и развивающего обучения. Разрабатывает метод элементного образования, суть которого заключалась в том, чтобы пробудить задатки способностей, которые заложены в каждом ребенке. Данный метод представляет собой определенную систему развития способностей, а также систему упражнений с акцентом на самостоятельные действия учеников. Взгляды Песталоцци оказали большое влияние на западноевропейскую (особенно немецкую) педагогику.

Ф. Фрёбель сформулировал несколько законов воспитания: самораскрытие божественного начала в человеке, поступательное развитие человека, закон природосообразного воспитания. Воспитание и обучение предлагал организовать в виде единой системы педагогических учреждений всех возрастов. Центром педагогической системы Фрёбеля является теория игры, в соответствии с которой детская игра – «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира». Игра – мостик от внутреннего мира к природе и обществу, с помощью которого устанавливается связь между внутренним миром ребенка и внешним миром. Основное педагогическое сочинение – «Воспитание человека» (1826).

Среди известных педагогических трудов И. Гербарта можно назвать «Первые лекции по педагогике» (1835), «Общая педагогика (1806)». Гербарт считал педагогику не только наукой, но и искусством. Объектом его внимание являлось, прежде всего, гимназическое образование.

Центральной темой рассуждений Гербарта являлось гармоническое развитие всех способностей через управление, обучение и нравственное воспитание. Задача управления - поддерживать порядок с помощью таких приемов как надзор, запрет, приказ, угроза, включение в деятельность.

В обучении Гербарт пытался найти некую естественную последовательность учебного процесса в виде формальных ступеней. Он определил 4 таких ступени: две по углублению обучения, две – по осмыслению обучения. Под углублением подразумевался выход на новые знания, под осмыслением – соединение этих знаний с уже имеющимися. На первых двух ступенях особенно важны наглядность и беседа, на двух других - самостоятельная работа ученика. Гербартом определены 3 универсальных метода обучения: описательный, аналитический и синтетический, которые следовало применять в совокупности (приоритет отдавался аналитическому методу).

Нравственное воспитание должно было формировать волю и характер будущего члена общества. Разработал ряд рекомендаций по нравственному воспитанию, считая, что учитель должен всегда учитывать индивидуальность личности ребенка.

Для Ф. Дистервега объектом внимания была сфера народной массовой школы. В его основном труде – «Руководство к образованию немецких учителей» сформулированы два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания – природосообразность и культуросообразность. Он предлагал в воспитании и обучении следовать природе человека, учитывать индивидуальные особенности ребенка (принцип природосообразности). Принцип культуросообразности означал организацию учебно-воспитательного процесса на основе определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура – это нормы морали, быта, потребления. Внутренняя культура – духовная жизнь человека. Общественная культура – социальные отношения и национальная культура. Настаивал на расширении естественнонаучного образования. В обучении предпочитал индуктивный метод (элементарный метод), и следовал таким дидактическим правилам как: четкость, последовательность, ясность, самостоятельность ученика, а также заинтересованность его и учителя.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Какой вклад внесли в развитие педагогики представители немецкой классической философии?

2. Как рассматривались проблемы воспитания и обучения социалистами-утопистами и коммунистами?

3. Расскажите о деятельности классиков научной педагогики;

4. По каким направлениям происходило реформирование зарубежной образовательной системы в XIX веке? Что изменилось в результате проведенных реформ?

 

Темы для самостоятельной разработки:

 

Тема 1. Философско-педагогические воззрения И.Канта;

Тема 2. Проблема воспитывающего и развивающего обучения в педагогике И.Г.Песталоцци;

Тема 3. Особенности педагогической системы И. Гербарта;

Тема 4. Система воспитания дошкольников Ф. Фрёбеля;

Тема 5. Образ учителя в педагогических системах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, И. Гербарта, Ф. Дистервега


XVIII – нач.XX ВВ.