Политический кризис.

Борьба за проект Конституции.После ликвидации СССР требова­лось принять конституцию суверенного, независимого Российского государства.

Первым крупным шагом конституционной реформы в России ста­ло подписание 31 марта 1992 г. в Москве Федеративного договора, кото­рый определил основы взаимоотношений между субъектами Россий­ской Федерации (республика, край, область, округ) и федеральным центром. Договор предотвратил угрозу распада суверенной России вслед за СССР. В процессе «парада суверенитетов» российских авто­номий подобная угроза к концу 1991 г. стала реальной. Договор не подписали Татарстан (присоединился в 1994 г.) и не признанная рос­сийским руководством Чечня, которая заявила о выходе из РФ и обра­зовании независимой республики — Ичкерии.

Конституционная реформа проходила в условиях острой полити­ческой борьбы. Она велась вокруг вопроса о том, какой респуб­ликой — парламентской или президентской — должна стать Россия.

Первое острое противостоянием законодательной и исполнитель­ной ветвей власти произошло на VI съезде народных депутатов России в апреле 1992 г. В центре дебатов стояли два вопроса — о ходе эконо­мической реформы и проекте новой Конституции. Депутаты требова­ли смены состава правительства и принятия парламентского проекта конституции. Президент Б. Ельцин решительно выступил против сме­ны «кабинета реформ и принятия конституции, ориентированной на парламентский тип республики. Он считал, что это ввергнет Россию «в хаос междоусобицы». В свою очередь Председатель Верховного Со­вета Р. Хасбулатов заявил, что вопрос о том, президентской или парла­ментской будет Россия — второстепенный, главное, чтобы она была демократической. По его докладу съезд одобрил проект новой Коституции, созданный на основе концепции парламентско-президентской республики. VI съезд стал своего рода компромиссом между ветвя­ми власти: Президент добился одобрения проводимого его правитель­ством курса реформ, пожертвовав при этом Бурбулисом и Шахраем — их съезд отстранил с вице-премьерских постов, а парламент укрепил свои политические позиции.

В декабре 1992 г. состоялся VII съезд народных депутатов России. Съезд обвинил правительство реформаторов в «шоковой терапии» и отстранил Е. Т. Гайдара от исполнения обязанностей премьера. Председателем правительства был избран В. С. Черномырдин.

Съезд принял Конституционное соглашение в форме «Заявления» президента и съезда о решении спорных вопросов между ветвями вла­сти исключительно конституционными методами (за подписью Б. Ельцина и Р. Хасбулатова). Съезд принял также постановление «О стабилизации конституционного строя Российской Федерации». Оно предусматривало проведение 11 апреля 1993 г. референдума по ос­новным положениям новой Конституции.

В январе 1993 г. председатель Верховного Совета Р. Хасбулатов и председатель Конституционного Суда В. Зорькин объявили пред­стоящий референдум ненужной и опасной затеей. Президент в свою очередь выразил готовность в случае противодействия народных депу­татов призвать россиян на референдум, минуя съезд и Верховный Со­вет. Таким образом, референдум стал «паролем войны» между ветвями власти весной 1993 г. Прошедшие в течение марта два съезда народных депутатов и ответные действия президента во многом определили ход последующих событий.

VIII съезд народных депутатов (8—12 марта 1993 г.) наложил мора­торий на проведение любых референдумов. Кроме того, делегаты по­требовали от главы правительства В. Черномырдина снять с работы А. Чубайса (председателя Госкомимущества, идеолога и организатора приватизации), В. Шумейко (первого заместителя премьер-минист­ра), А. Козырева (министра иностранных дел).

Б. Ельцин предпринял ответный ход. Он считал, что корень про­блем не в конфликте между законодательной и исполнительной влас­тью, между съездом и президентом, а глубже — в противоречии между народом и прежней большевистской системой. VIII съезд он расценил как «генеральную репетицию реванша бывшей партноменклатуры». Поэтому 20 марта, минуя съезд и Верховный съезд, президент по теле­видению обратился непосредственно к народу и объявил о подписа­нии им Указа об особом порядке управления страной. Согласно Указу в стране фактически вводилось президентское правление, работа съез­да и Верховного Совета приостанавливалась, на 25 апреля назначался референдум о доверии президенту и правительству, а также по вопро­су о проекте новой Конституции и выборах нового парламента.

Несмотря на то что Указ президента не был опубликован, Консти­туционный Суд и Верховный Совет РФ расценили его как попытку го­сударственного переворота. 26—30 марта 1993 г. в Москве состоялся IX внеочередной и чрезвычайный съезд народных депутатов, на котором Р. Хасбулатов обвинил президента в стремлении монополизировать всю власть — и исполнительную, и законодательную. Народные депу­таты решили отстранить президента от власти за попытку антиконсти­туционного переворота. Голосование было намечено на 28 марта. Од­нако съезд, во многом путем нажима с президентской стороны, не смог набрать квалифицированного большинства (две трети) для от­решения президента от должности.

После неудачи с отрешением съезд был вынужден согласиться на референдум. Он, однако, предложил вынести на референдум свои че­тыре вопроса: 1) доверяете ли вы Президенту РФ Б. Н. Ельцину?; 2) одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществля­емую Президентом РФ и Правительством РФ с 1992 г.?; 3) считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов президента РФ?; 4) считаете ли необходимым проведение досрочных выборов народ­ных депутатов РФ? Активисты движения «Демократическая Россия», а также известные писатели, режиссеры, актеры, певцы пропаганди­ровали один вариант ответа: «да», «да», «нет», «да».

Референдум состоялся 25 апреля. На день референдума в списки избирателей было включено 107,3 млн. человек. В голосовании приня­ли участие 68,9 млн. человек, или 64,18%. Большинство ответило: «да», «да», «нет», «нет» (соответственно 58,7; 53,0; 49,5 и 67,2%). Поэтому итоги голосования сторонники президента стали оценивать по прин­ципу: у кого больший «запас прочности» — у Ельцина с правительст­вом или у депутатов. За досрочные перевыборы президента высказа­лось 34 млн., парламента — 46,2 млн. «Запас» составлял более 12 млн. человек.

Итоги референдума президент расценил как свою победу и закре­пил ее Конституционным совещанием, созванным в Кремле в июне 1993 г. Оно обсудило и одобрило подготовленный помимо Конститу­ционной комиссии (создана I съездом народных депутатов РСФСР в июне 1990 г.) проект новой Конституции РФ, исключавший из поли­тической системы страны институт съезда народных депутатов. В под­готовке проекта ведущую роль сыграл С. Шахрай, активный сторон­ник президентской формы правления, считавший, что «Советы и парламентаризм несовместимы».

Политический кризис осени 1993 г.Президентская сторона была нацелена на жесткий вариант борьбы за конституционную реформу. В августе 1993 г. президент посетил элитные воинские части, располо­женные вокруг Москвы. 20 сентября дополнительные контингент* войск специального назначения прибыли в столицу.

21 сентября 1993 г. президент издал Указ № 1400 «О поэтапной кон­ституционной реформе в Российской Федерации». В нем отмечалось, что безопасность страны под угрозой, конституционная реформа сверну­та, государственная власть парализована, съезд и Верховный Совет узурпируют не только законодательную, но и исполнительную, и су­дебную власть. В целях сохранения единства страны, вывода ее из кри­зиса, обеспечения безопасности и восстановления авторитета государ­ственной власти президент распорядился приостановить работу съезда и Верховного Совета, прервать полномочия народных депута­тов, а созданный летом 1993 г. Совет Федерации наделить функциями палаты Федерального Собрания, которая начнет работу после выбо­ров Государственную Думу. Было также предписано к 12 декабря пред­ставить проект новой Конституции, а 11—12 декабря 1993 г. провести выборы в Государственную Думу. Министерствам внутренних дел, го­сударственной безопасности и обороны предписано принять меры по обеспечению порядка.

Верховный Совет квалифицировал Указ № 1400 как государствен­ный переворот. В ночь с 21 на 22 сентября он привел к присяге в каче­стве Президента РФ вице-президента А. Руцкого и постановил карать «вплоть до расстрела» всех, кто не выполнит решений Верховного Со­вета. 23 сентября в Белом доме начал работу последний, X(чрезвычай­ный) съезд народных депутатов России, который одобрил линию Вер­ховного Совета.

В тот же день президент Ельцин издал указ о гарантиях депутатам. Народным депутатам, признавшим Указ № 1400, были обещаны тру­доустройство, высокая зарплата, годовая компенсация и иные льготы. Это сыграло свою роль. За 13 дней противостояния около половины депутатов воспользовались возможностью остаться во власти.

В ночь с 27 на 28 сентября по распоряжению мэра Москвы Белый дом, где заседал съезд, был блокирован милицией и ОМОНом, ограж­ден колючей проволокой. Здание лишили света, воды, тепла, канали­зации. 1 октября начались переговоры по смягчению режима блокады. 3 октября они зашли в тупик. Тогда тысячи сторонников Верховного Совета прорвали блокаду, по призыву А. Руцкого и под руководством генерала А. Макашова взяли здание московской мэрии (бывшее зда­ние СЭВ), двинулись в Останкино к студиям Центрального телеви-1ения. Возникла реальная угроза свержения президента и правитель­ства.

В ночь с 3 на 4 октября в Останкино сторонники Белого дома были разогнаны войсками, а утром 4 октября танки обстреляли Белый дом» который был взят спецназом. Руководство Верховного Совета X съезда во главе с Р. Хасбулатовым и А. Руцким было арестовано 1 посажено в камеры «Матросской тишины», где с августа 1991 г. сидели члены ГКЧП.

Согласно официальным данным, трагические события в Москве 3—4 октября 1993 г. унесли жизнь около 150 человек. По неофициаль­ным данным — в несколько раз больше. При этом ни один народный депутат не погиб.