Порядок обжалования решений налоговых органов, принятых по результатам налоговых проверок

 

Жалоба на решение по акту проверки подается в вышестоящий налоговый орган в течение 10 дне со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. В случае пропуска это­го срока по уважительной причине по заявле­нию лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен вышестоящим налоговым орга­ном. Право на судебную защиту ог­раничено годичным сроком. Форма обращения в суд (иск, жало­ба) непринципиальна (часть третья п. 5, часть пятая п. 17 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 25.03.2004 г. № 7).

Исполнение решения при обжаловании мо­жет быть приостановлено по решению руково­дителя налогового органа или его заместителя при наличии оснований полагать, что обжалуе­мое решение не соответствует законодатель­ству (об этом вышестоящий орган в течение 3 рабочих дней с даты регистрации жалобы письменно либо телефонограммой извещает налоговый орган, вынесший решение). При обжаловании в суд пос­ледний вправе в порядке обеспечения иска запретить налоговому органу совершать дей­ствия по принудительному исполнению реше­ния (п. 2 части первой ст. 85 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Бела­русь), например, списывать в бесспорном по­рядке денежные средства или продавать имущество истца (часть пятая п. 10 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Рес­публики Беларусь от 22.06.2000 г. № 6; факти­чески речь идет о приостановлении исполне­ния решения)

По результатам рассмотрения жалобы выше­стоящий налоговый орган вправе удовлетворить жалобу, оставить ее без удовлетворения, от­менить решение, изменить его или вынести новое решение, а также продлить срок рассмот­рения жалобы до 3 месяцев с назначением дополнительной проверки без отмены обжалу­емого решения.

Жалоба на решение по акту проверки подается в письменной форме. К жалобе должны быть приложены обосновывающие ее документы.

Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу налогового органа, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления.

Вышестоящий налоговый орган обязан рассмотреть жалобу не позднее одного месяца со дня ее получения.

Повторные жалобы по одному и тому же основанию, по которым получен ответ и не имеются вновь открывшиеся обстоятельства, не рассматриваются. В этом случае плательщик (иное обязанное лицо) в 30-дневный срок уведомляется об отказе в рассмотрении жалобы
и о прекращении дальнейшей переписки со стороны налоговых органов по данному вопросу.

Решение по жалобе в течение 5 рабочих дней со дня его принятия направляется выше­стоящим налоговым органом плательщику (иному обязанному лицу) и инспекции МНС, реше­ние которой обжаловалось плательщиком (иным обязанным лицом), либо оба экземпляра реше­ния направляются инспекции МНС с поручением о вручении одного из экземпляров решения плательщику (иному обязанному лицу) и осуществлении контроля за его исполнением.

В случае отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения по акту проверки в полном объеме и отсутствия у инспекции МНС основания для опротестования решения в установленном законодательством порядке руководитель налогового органа на лицевой стороне поступившего решения собственноручно учиняет запись: «Отделу учета и приема налоговых расчетов. К уменьшению сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет, пени, примененных к плательщику (иному обязанному лицу) по решению (дата и номер).

В течение 15 рабочих дней с даты получения решения инспекции МНС или хозяйственно­го суда плательщик (иное обязанное лицо) обязан письменно информировать соответствую­щую инспекцию МНС о выполнении всех требований, внесенных проверяющим по результатам проверки.