Тема 4.1 Принципы организации пространства
Тема 3.2 Средства выразительности объемной композиции
Цель:Правильно выбирать средства композиции в соответствии с поставленной задачей.
Основные понятия:Средства выразительности художественного образа в объемной композиции: метр, ритм, статика, динамика, цвет, фактура, форма.
Практическая работа 20Контраст.
Задание:Создать объемную композицию, оригинальную по пластике. Контраст может быть выражен любым изобразительным средством. Формат А4.
Порядок работы над заданием.
10. Анализ аналогичных форм и приемов их построения.
11. Вынашивание идеи.
12. Поиск вариантов композиции в эскизах.
13. Выбор одного из вариантов и его графическая проработка.
14. Масштабирование элемента (увеличение) .
15. Выполнение эскизов перспективных изображений объекта (аксонометрии).
16. Чертежи разверток объемной формы.
17. Выбор фактурного и графического оформления.
18. Сборка и оформление макета.
Методические указания:
Процесс макетного моделирования делится на две части: процесс творческого поиска и окончательный вариант решения. На первом этапе ведется поиск формы с заменой деталей, подбором цвета и фактуры, соотношением частей, т.е. выбирается система средств раскрытия и организации образов, их связей и отношений, создающих целостность и единство композиции. Завершением работы является окончательный вариант авторского решения.
Раздел 4. Глубинно-пространственная композиция
Макет обладает наглядностью, поэтому процесс макетирования облегчает объемно-пространственное представление учащегося.
Он помогает выявить общие композиционные закономерности, уточняет пропорции, соотношения членений их сомасштабностъ, помогает найти противоречия в объемно-пространственном решении композиции и определить пути их устранения. Сущность композиционного моделирования заключается в построении художественного произведения. Любое объемно-пространственное формирование предполагает дифференциацию и взаимосвязь отдельных элементов. Выявление систем соподчинения элементов и основных типов их отношений — основа в изучении общих закономерностей построения композиции.
Выбор схемы композиционного решения обусловлен исходными требованиями или творческим выбором автора и базируется на целостности образного и стилевого решения. Однако овладеть знаниями композиции, не приобретя собственного опыта, практически невозможно.
Мы ознакомились со способами изготовления макетов простых объемов. Теперь перейдем к более сложной задаче: изготовлению объемно-пространственных форм, содержащих не сколько объемных элементов, соединенных между собой общим композиционным решением.
Основные понятия:Виды воздействия пространства на зрителя. Типы композиции: временная, стационарная. Средства гармонии и изобразительные средства. Взаимодействие плоскости и объема. Методы работы над проектом глубинно-пространственной композиции: компьютерная графика и макетирование.
Практическая работа 21Глубинно-пространственная композиция.
Задание: Создать ассиметричную композицию на модульной основе, пластически интересную со всех сторон, организуя центр одним из элементов с введением в него акцента.
Цель:Решать пространственные задачи, используя необходимые средства гармонизации композиции; Способы организации гармоничного пространства; Использовать модульную основу и систему пропорционирования в работе.
Порядок работы над заданием.
19. Анализ аналогичных форм и приемов их построения.
20. Вынашивание идеи.
21. Поиск вариантов композиции в эскизах.
22. Выбор одного из вариантов и его графическая проработка.
23. Масштабирование элемента (увеличение) .
24. Выполнение эскизов перспективных изображений объекта (аксонометрии).
25. Чертежи разверток объемной формы.
26. Выбор фактурного и графического оформления.
27. Сборка и оформление макета.
Методические указания:
Пропорции одного из объемных элементов могут доминировать. При этом они не должны сильно превалировать по отношению к общему композиционному решению, а должны гармонично вписываться в предложенную композицию.
Макеты выполняются на основе спирали с использованием простых геометрических тел. Выполнение макета происходит в две стадии. Сначала делается черновой или рабочий макет. На этой стадии уточняются общие пропорции и соотношения форм, определяются места крепления или врезок, подбирается гамма общего цветового решения композиции. И только затем макет разбирается и на его основе изготавливается чистовой вариант.
Практическая работа 22Тематическая композиция.
Задание:Создать оригинальную композицию образно раскрывающую одну из тем: «Театр», «Лес», «Время», «Музыка» и т.д., используя необходимые средства выразительности. Продумать масштабное соотношение с человеком (4 эскиза формата А5). Композиция формата А4.
- Цель задания. Передача в объемно-пространственных формах и цвете настроений, ощущений, в ассоциативном подборе объемов, способов их членений и цветовой трактовки.
Порядок работы над заданием.
1. Анализ аналогичных форм и приемов их построения.
2. Вынашивание идеи.
3. Поиск вариантов композиции в эскизах.
4. Выбор одного из вариантов и его графическая проработка.
5. Масштабирование элемента (увеличение) .
6. Выполнение эскизов перспективных изображений объекта (аксонометрии).
7. Чертежи разверток объемной формы.
8. Выбор фактурного и графического оформления.
9. Сборка и оформление макета.
Методические указания:
Композиция не содержит элементов, дающих представление о конкретных процессах, и имеет абстрактный вид. Раскрытие темы происходит не только за счет контрастного решения объемов их величины и пространственности, но и цветового противостояния форм.
Композиция должна быть динамичной, контрастной или композиция должна носить отвлеченную форму и выглядеть спокойной и уравновешенной относительно центра и границ общей формы. В ней должно отсутствовать зрительное движение
Техника выполнения — цветной макет. Структурных ограничений нет, возможно использование любых форм.
Создать художественно-образное решение по заданной тематике с использованием средств композиционного построения для пространства определенного назначения.