Работа над связной речь
Связная речь учащихся строится на основе вопросов учителя. Отвечая на вопросы учителя, например по картинке, дети составляют предложения, а от предложения переходят к связной речи.
Связная речь в период обучения грамоте – это пересказ прочитанного самими детьми или учителем, это различные рассказы – по наблюдениям, по воспоминаниям, на основе творческого воображения; это декламация заученных стихотворений, загадывание и отгадывание загадок, скороговорки, рассказывание сказок и их инценирование. Все это варианты речи эмоциональной, образной.
В практике первоклассников появляются элементы связной научной или «деловой» речи: связные ответы по звуковому анализу, некоторые рассказы по наблюдениям. Упражнения в связной речи имеют место на каждом уроке как обязательное звено урока.
Начинать работу над связной речью удобнее всего с картинок. Так, в букваре и азбуке помещены сюжетные картинки, которые используются для составления рассказов.
Постепенно учащиеся приучаются к связному изложению более крупных законченных частей с помощью объединенных вопросов: «Скажите сначала, когда это было, куда пошли дети, а потом, что они делали и что увидели».
Для обучения связной речи следует использовать серии картинок, по содержанию доступных учащимся. Составляя по каждой картинке 1 – 2 предложения, дети получают последовательные рассказы. В ходе подготовительной беседы выбираются для рассказа самые лучшие, полные предложения, устраняются неизбежные в таких случаях повторы. Рассказ озаглавливается – так дети начинают работу над темой.
В дальнейшем учащиеся получают задание рассказать на тему, например: «Расскажите о том, как провели каникулы», «Расскажите о своей любимой игрушке», «Расскажите о белочке» и т.п.
Важным видом речевой работы является пересказ. Пересказывая прочитанное, дети обогащают свой словарь за счет лексики образца, соблюдают последовательность текста, подражают синтаксическому строю первоисточника, передают эмоциональное содержание и идейный смысл рассказа.
Огромную роль в развитии связной речи играет элемент занимательности: он является органичной, неотъемлемой частью всякой творческой работы. И пересказывая, и рассказывая, ребенок входит в роль, сопереживает героям, увлеченно ждет событий, их развязки. Поэтому в системе упражнений по развитию речи должны быть представлены инсценировки, конкурсы на лучшего чтеца, импровизация и сочинительство и т.п.
Отгадывание загадок является хорошим средством развития мышления и речи. В ходе работы над загадками обогащается словарь, раскрываются метафоры и перифразы, идет работа над словами-признаками, вырабатывается чувство ритма. Полезны упражнения в придумывании загадок.
Если дети умеют читать, эффективна работа по восстановлению деформированного текста. Такая же работа может проводиться и на слух, но тогда используются короткие тексты.