Вход в лед

Маневрирование во льдах.

С подходом к зоне вероятной встречи со льдом необходимо усилить зрительное и техническое наблюдение для исключения внезапного удара о лед. Дальность обнаружения кромки льда радиолокатором зависит от «возраста» льда и его сплоченности. Молодой лед, как правило, почти не просматривается на экране радиолокатора. Кромка сплоченного льда более поздних стадий обнаруживается обычно на расстоянии 2—3 миль, поля пакового и торосистого льда, а также отдельные ледовые образования — на значительно больших дистанциях. В то же время большие поля ровного льда и низкие айсберги могут не создавать изображения на экране.

С обнаружением льда, обойти который не представляется возможным, следует найти участки, наиболее благоприятные для входа в лед и дальнейшего движения. Предпринимать форсирование льда надлежит только в том случае, если он по своей проходимости доступен дляданного класса судна, а прогноз погоды и ледовой обстановки благоприятен. О входе в лед должен быть вахтенный механик для установления тщательного наблюдения за работой энергетической установки судна. Чтобы обеспечить контроль за состоянием корпуса судна, в отсеках необходимо выставить вахту из личного состава аварийных партий. Перед входом в лед убираются забортные устройства..

Наветренная кромка характеризуется значительной сплоченностью льда. Лед, расположенный непосредственно у нее, состоит из наиболее тяжелых льдин. Вход в лед осложняется зыбью и движением льдин на волне. Вход в наветренную кромку льдаввиду ее значительной сплоченности начинается с поиска наиболее благоприятных условий, для чего следует пройти вдоль кромки до обнаружения разводий или более слабого льда, найти глубокую излучину или выступающий угол кромки, под защитой которых накат слабее и где льдины, как правило, меньших размеров.

Рис. 16.1 Изображение кромок льда. а) подветренная; б) наветренная

. Подветренная кромка льда,как правило, особых затруднений для входа в нее не представляет, но по мере дальнейшего движения судна лед уплотняется, и судно рискует застрять.

От входа в лед рекомендуется воздержаться в следующих случаях:

· при неблагоприятном прогнозе погоды;

· при сильном дрейфе льда, особенно в сторону берегов и навигационных опасностей;

· в условиях ограниченной видимости (темное время суток, туман, снегопад);

· в период интенсивного ледообразования.

Входить в лед следует под прямым углом к его кромке самым малым ходом. Вход в лед на значительной скорости может привести к повреждению корпуса. Нельзя входить в лед с застопоренными машинами — это ухудшает маневренные качества корабля и может привести к повреждению винтов.