Направления в историографии во второй половине XVIII в.

Издания Н. И. Новикова

В 70-х годах за издание принялся Николай Иванович Новиков (1744--1818); он издал 10 книг "Древней российской вивлиофики", а в 80-х годах повторил это издание в 20 книгах с целым рядом дополнительных томов68. Новиков предлагал план другого сборника под характерным названием: "Сокровищница российских древностей". В 1771 г., вероятно, при содействии Барсова, при Университете основалось "Вольное российское собрание", которое в издаваемых им трудах (6 частей, М. 1774--1783) также помещало немало древних памятников (например, оно издало разрядные книги). Таким образом, к концу столетия русское читающее общество получило значительный запас разнообразных памятников русской старины. По мере накопления этого материала предпринимались попытки полного изложения хода российской истории с той же точки зрения, какой руководились сами собиратели. Из них мы остановимся на Екатерине, Щербатове и Болтине.

 

ЛЕКЦИЯ V

Направления в историографии во второй половине XVIII в. -- Записки по русской истории Екатерины II. -- М. М. Щербатов. -- Теория историко-политической миссии дворянства. -- Исторические труды М. М. Щербатова. -- Дидактическая заметка о внутренних состояниях. -- И. Н. Болтин. -- Подготовка русско-историческая. -- Леклерк

 

При первом взгляде на движение историографии времени Екатерины легко заметить одну характерную ее особенность: занятия отечественной историей становятся в это время решительно любительским делом. Им предаются люди разных состояний. К этому побуждала их одна практическая потребность. Сознавая себя руководителями России, они считали себя обязанными защищать ее от нареканий со стороны сторонних наблюдателей. Таким образом, они занимались историей с апологетико-полемическими целями. Из этих апологетико-полемических приемов особенно важен один: апологеты начинают колоть глаза врагам историей и состоянием их собственного отечества, говоря, что оно нисколько не лучше истории и состояния России. Этот обычный аргумент вводит в изучение отечественной старины и настоящего России твердый принцип, развивает цельный взгляд на отношение России к Европе и к ее прошлому. Этот взгляд утверждается в обществе и литературе и дает тон позднейшим историографическим работам; под его влиянием воспитывалась и историческая мысль Карамзина. Так патриотическая тенденция, введенная в изучение отечественной истории, привела к сравнительному изучению прошлого России и Западной Европы.

В 1761 г. Парижская академия наук командировала своего ученого члена, астронома аббата Шайна (Шайн д'Отерош. 1722--1769. Relation d'un voyage en Sibiria, Paris 1769) в Тобольск, чтобы наблюдать прохождение Венеры мимо солнца. По возвращении Шайн в 1768 г. издал описание своего путешествия. Здесь он пристрастна и резко изобразил быт страны, через которую он ехал, а также коснулся ее прошлого. Сочинение написано заносчиво и задорно, с французским легкомыслием и со множеством неточностей. Книга была осуждена и в Париже, например Дидеротом. Екатерина сочла своим долгом выступить с опровержением. В 1771 г. вышла в Амстердаме на французском языке книга анонимного автора: "Антидот69, или разбор дурной, великолепно напечатанной книги..." Участие в этом издании Екатерины несомненно, хотя, может быть, "Антидот" и не весь написан ею. Автор бьет Шайна принципом космополитизма, общепризнанным тогда. Шайн, мол, описывая в дурном свете быт русских, упустил из виду, что имеет дело с людьми, а люди везде одинаковы. Он сам говорит, что побуждением к написанию "Антидота" было для него то, что ни один народ не подвергается стольким нареканиям, как русские, между тем как легко доказать, что они стоят нисколько не ниже прочих европейских народов70.