Имидж руководителя

Лекция 5

Системная теория

Ситуационная теория

Теория черт

Теории лидерств

 

 

Фрэнсис Гальтон пытался объяснить лидерство на основе наследственности. Им были исследованы различные династии различных наций, анализ браков между правителями. Убеждение Гальтона заключалось в том, что лидер обладает качествами, передающимися по наследству.

Бэрт составил список из 79 черт, которые наиболее часто употреблялись исследователями как лидерские. Сюда относили инициативность, общительность, чувство юмора, дружелюбие, уверенность и т. д. 65% названных черт были упомянуты лишь единожды, 16-20% дважды, 4-5% трижды, лишь 5 черт были упомянуты четыре раза. То есть, ему не удалось собрать такой набор качеств, который имеется у подавляющего числа руководителей.

 

 

Лидерство в основном продукт ситуации. В различных ситуациях выделяются различные члены группы, которые превосходят других хотя бы в одном качестве, но именно это качество необходимо в этой ситуации и поэтому человек становится лидером.

 

 

Лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – субъект управления этим процессом. При таком подходе лидер интерпретируется как функция группы и его следует изучать с точки зрения целей и задач группы.

Вероятностная модель эффективности руководства Фрэда Фидлера. Он предложил использовать разработанную им шкалу характеристик наименее предпочитаемого работника. Лидеры-респонденты, набравшие наибольшие баллы в описании своего наименее предпочитаемого работника наиболее позитивно, обладают стилем руководства, ориентированы на отношения, а набравшие более низкие баллы, ориентированы на работу. Фидлер говорит, что лидерский стиль остается постоянным и практически не меняется от ситуации к ситуации.

Модель личности руководителя. Наиболее удачная классификация предложена американским психологом Шоу, который предлагает личность руководителя разложить на 3 составляющие:

- биологические характеристики (возраст, пол, образование, социальный статус);

- способности (специальные знания, умения, компетентность, информированность);

- черты личности (уверенность в себе, доминантность, уравновешенность, стремление к достижению целей, независимость, ответственность, предприимчивость, общительность);

 

Имидж – образ другого человека, который формируется в процессе общения с ним.

 

Составляющие элементы:

- индуктор – прототип имиджа, субъект, образ которого формируется (им может быть человек, группа, организация, предмет или товар);

- реципиент – воспринимающий индуктора субъект, в чьих глазах формируется имидж;

- средства само-презентации – средства, которые использует индуктор с целью повлиять на свой имидж в глазах реципиента;

 

Виды имиджа:

1) Профессиональный – он прекрасный/никудышный специалист;

2) Личностный – имидж человека как личности;

 

В процессе становления имидж приобретает форму стереотипа. Личный имидж руководителя является важнейшим компонентом в формировании корпоративного имиджа. Основной механизм формирования корпоративного имиджа – персонификация (приписывание организации свойств личности, а образ руководителя выступает как символ, олицетворение организации).

Имидж руководителя формируется в результате восприятия реципиентом имидж-формирующей информацией (прямая – которую человек получает при непосредственном общении, косвенная – которую человек получает через «третьи руки»).

Виды прямой имиджформирующей информации:

1) Габитарный имидж:

- конституция телосложениz (хрупкая фигура воспринимается как слабость, неопытность, но ее можно компенсировать одеждой);

- прическа;

- одежда (статус руководителя поддерживается официальной одеждой);

- овеществленный имидж (предметы, которые руководитель любит носить с собой);

- привычные действия (курение, почёсывания, навязчивые движения);

2) Вербальный имидж (мнение о руководителе, которое формируется на основе его вербальной продукции);

3) Невербальный имидж (вся информация, которая передается человеком на невербальном уровне. Порядка 70% всей информации воспринимается на невербальном уровне. Первое впечатление сложно побороть.);

4) Контакт глаз (важна знаковая система при визуальном общении);

 

Виды невербальной информации:

1) Оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика);

2) Паралингвистическая система знаков (диапазон голоса, тональность);

3) Экстралингвистическая система знаков (паузы, покашливания, смех);

4) Организация пространства и времени;

Виды косвенной имидж-формирующей информации:

1) Сообщения от третьих лиц;

2) Продукты деятельности (книги, пособия, документы);

3) Сформированная среда обитания (рабочее место, дом, автомобиль, секретарь);

 

Аттракция – привлекательность, оценочный компонент социальной перцепции. Формы: симпатия, уважение, дружба, любовь. Неприятие вызывают слишком идеальные люди.

Закономерности возникновения явления:

- красивые люди чаще вызывают аттракцию;

- люди, которые воспринимаются, как похожие на тебя;

- люди талантливые или хорошо разбирающиеся в области, которая вам близка;

- люди, с которым долго поддерживалась связь и приносила пользу обеим сторонам.

 

Этапы формирования имиджа:

1) Формулировка имиджевых целей (нужно сформулировать послание, которое будет содержаться в желаемом имидже);

2) Анализ имиджевой аудитории (количественные и качественные исследования аудитории – образование, статус, профессиональная направленность);

3) Прорисовка имиджевых характеристик (список качеств, который необходимо транслировать имиджевой аудитории);

4) Соотнесение имеющихся и желаемых характеристик:

1. Характеристики, работающие на создаваемый имидж;

2. Характеристики, снижающие создаваемый имидж;

3. Необходимые характеристики для создаваемого имиджа;

5) Выбор средств самопрезентации имиджа;

6) Вхождение в образ;

 

Техники формирования имиджа:

1) Техники возвышения имиджа (цель – повысить значимость, силу, авторитетность образа);

2) Техники создания узнаваемого образа (цель – привлечь внимание, запомниться, стать узнаваемым);

3) Техники формирования позитивного отношения (цель – вызвать положительные чувства, доверие, симпатии);