Предмет и задачи методики обучения биологии, ее научная база

Гомель 2012

К курсу лекций

«Методика преподавания биологии»

(дидактические материалы)

Тема 1 «Введение в методику преподавания биологии»

1. Предмет и задачи методики преподавания биологии, ее научная база

2. Зарождение методики обучения биологии в Европе 16-17 вв, ее развитие в работах В.Ф. Зуева, А.А. Любена, А.Я. Герда, В.В. Половцова

3. Разработка проблем методики преподавания биологии в советской школе и в современный период

 

 

Термин «методика преподавания биологии» используется в разных смыслах:

1) методика предмета (частная методика) – наука, отвечающая на вопросы чему и как учить по биологии (в широком смысле);

2) МПБ как методика и технология работы учителя (узкий смысл);

3) методика как учебная дисциплина в педагогическом учебном заведении.

 

«Методика обучения биологии – педагогическая наука о системе образования, воспитания и развития учащихся в процессе изучения биологии» (Конюшко с соавт., 2004). Знание этой системы позволяет учителю управлять процессом обучения биологии.

Методика обучения биологии — наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета.

 

Рис. 1 - Схематичное изображение системы процесса обучения биологии: цель обучения био­логии, содержание биологического образования, методы обучения биологии, средства обучения биологии, формы организации обучения биологии

Тема 2 «Содержание, структура школьных программ и учебников, их анализ»

1. Отбор содержания учебного материала, основные принципы отбора

2. Содержание школьного курса биологии: анализ программ, учебных планов, учебников и методических пособий

3. Дидактические принципы доступности, системности, последовательности в преподавании биологии

4. Внутрипредметные и межпредметные связи биологии, интегрированные уроки

5. Проблема информационной перегрузки школьных программ и учебников, пути ее решения

2. Содержание школьного курса биологии: анализ программ,