Предмет истории и методологии науки и ее место в системе знаний.

 

Предметом истории и методологии науки является исследование процесса их развития и увеличения власти человечества над природой.

Задачи истории науки заключаются:

а) в накоплении эмпирического материала, необходимого для создания общей теории науки

б) в трансляции исторической памяти или обеспечении преемственности в научном сообществе

в) создание образа науки в общественном сознании или обще-просветительской сфере.

История науки и методологии – интегральная наука, объединяющая на новом уровне достижения отдельных научны направлений.

Ей присуще целостность, концептуальность, системность. История и методология науки – динамично развивающаяся дисциплина, которая постоянно пополняется новыми фактами, знаниями и концепциями. Историю науки и методологии тесно связана с другими отраслями знаний или другими науками, к ним относятся – философия, всеобщая история, всеобщая история техники (теоретическая методологическая дисциплина, которая изучает то, что есть в развитии техники всех народов и то как специальные историко-технические науки изучают частные закономерности отдельных областей техники или отличительные особенности техники разных народов).

Если проанализировать периоды развития науки, то можно в очень обобщенном виде отметить 4 периода:

1. Донаучный

2. Зарождение технических наук (2-ая половина XV – сер. 70-х гг. XIX в.) Разделен на две стадии:

1) становление на основе соединения науки и практики, наука проникает в прикладную форму, но технические знания не приобретают статуса новой науки, новой теории, поскольку не сформирована теоретическое построение естественных наук, основанных на эксперименте;

2) Появление новых теорий, в том числе в механики, появились предпосылки для появления технической теории, технические знания приобрели теоретический характер.

3. Классификация классической науки (до XXв.) – в этот период появились устойчивые взаимосвязи естествознания и технических наук, стали развиваться гуманитарные науки и НТП.

4. Постиндустриальный, в который главную роль отводят информационным системам, поскольку благодаря глобальной информатизации ускоряется НТП и не будет дублирований в научном поиске и в реализации его результатов. Зримые черты этого периода осуществляются в настоящее время.

С середины XX в. По настоящее время машины заменяют физические силы человека, его умения и некоторые психические и физиологические функции и в структуру вводят некоторые элементы искусственного интеллекта.

 

 

Выделение науки, выделение структуры научного знания – классификация наук – это систематизированное деление, упорядочение научного знания путем разложения науки на составляющие его видовые понятия. Классификация происходит на основе какого-либо признака, который выступает при этом в качестве основного деления – это критерий классификации. В истории развития классификации наук особое значение отводится трем известным классификациям, основоположниками которых являлись:

1. Галилео Галилей, его модернизированная классификация была доработана Георгом Гегелем

2. Фридрих Энгельс

3. Владимир Иванович Вернадский

 

Классификация Галилео Галилея и Гегеля: в основе лежит критерий классификации – абсолютная идея и разделил все науки по принципу: логика, природа, дух. На основании этого он представил все логические науки, все науки о природе (физика, механика, химия, биология), науки о человеке, обществе, культуре (антропология, психология, история).

Фридрих Энгельс предложил классификацию разделить на этапы или формы развития материи и разделили на 4 большие группы:

1. Науки о неживой природе (механика, физика, химия)

2. Науки о живой природе организма, организации, материала (биология)

3. Науки о социальной форме движения материи (социальные и гуманитарные науки)

4. Пограничные науки, которые находятся на стыках различных форм материи (физическая химия, биохимия, философия и логика)

 

Классификация Вернадского, в его основе лежит критерий масштабности объектов, изучаемых наукой, и дал два типа наук:

1. Науки, объекты которые отличаются предельными масштабностями, охватывая всю реальность, включая не только нашу планету, но и космические пространства (физика, химия, математика, астрономия)

2. Науки, которые исследуют земную реальность, имеют объект охватывающий нашу планету в целом (биологические, геологические, географические, социально-гуманитарные науки)

Рассматривал логику как науку, занимающую особое положение, пронизывает все науки и заслуга его в том, что он создал учение о биосфере и ее переходу в ноосферу.

 

Если рассмотреть все науки, имеющиеся на планете, то можно обратить внимание, что их условно можно представить разделенными на горизонтальное и вертикальное положение. По горизонтали они все равнозначны, а по вертикали они делятся на:

1. Академическую науку

2. Отраслевую науку

3. Вузовская наука

4. Самодеятельная наука – участие в различных семинарах, студенческих группах, конференциях, домах творчества, в объединениях по профессиональной принадлежности и т.д.

Т.о. анализируя развитие типологий и классификаций наук можно обратить внимание на появление универсальных наук, появившихся в последние тысячелетия, к ним относятся: кибернетика, информатика, синергетика (рассматривает процесс флуктуации – колебание любой системы и бифуркация – раздвоение; основоположник Пригожин И.Р.), теория систем (начиналась при Платоне, затем совершенствовалась Аристотелем и вылилась в четкую науку австрийским ученым Людвигом фон Берталанфи).

Т.о. можно отметить, что мы проанализировали сущность науки и ее структуру, рассмотрели классификацию в ее историческом аспекте.

Наука одна и едина, хотя количество наук постоянно растет, создаются новые, но они все связаны в единое научное пространство и не могут противоречить логически одна другой.

 

При развитии любой науки в зависимости от того, что является объектом исследования или предметом исследования, может быть представлена другая классификация.