Основные категории менеджмента
Менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в рыночных условиях намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента
Цели и задачи менеджмента
Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.
Прибыльность фирмы свидетельствует об эффективности ее производственно-сбытовой деятельности, которая достигается путем минимизации затрат (расходов на сырье, материалы, энергию, оплату труда, финансирование) и максимизации доходов от результатов производства - выпуска продукции и услуг.
Менеджмент призван создавать условия для успешного функционирования фирмы исходя из того, что прибыль - не причина существования фирмы, а результат ее деятельности, который в конечном итоге определяется рынком. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию фирмы, поскольку только прибыль и ее накопление на предприятии в виде различных резервных фондов позволяют ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров на рынке. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отрасли или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянное наличие риска. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуются определенные резервные денежные средства и предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям.
Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.
В связи с этим в задачи менеджмента входит:
• обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
• стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;
• постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;
• постоянный поиск и освоение новых рынков.
К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также:
• определение конкретных целей развития фирмы;
• выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения;
• разработка стратегии развития фирмы - хозяйственных задач и путей их решения;
• выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды;
• определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
• установление контроля за выполнением поставленных задач.
Выполнение задач менеджмента по регулированию, организации, координации и контролю за производственным процессом и достижение намеченных целей получают оценку на рынке.
Задачи управления непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов - материальных, финансовых, трудовых и др.
Категории менеджмента – это наиболее общие и фундаментальные понятии, отражающие существенны свойства и устойчивые отношения в процессе управления организацией.
К основным категориям менеджмента относят: объект, субъект, функции, методы, принципы, законы, виды.
|
ВХОД ВЫХОД
Функции менеджмента – вид управленческой деятельности, направленный на решение конкретной задачи управления, которые осуществляются специальным приёмами и методами.
Общие функции: планирование и прогнозирование, организация мотивация, координация, контроль.
Планирование и прогнозирование- постановка целей, задач, принятие решений по ним, определение способов достижения запланированного. Вероятностная оценка характера изменения целей и направлений развития объекта менеджмента
Организация – воплощение замыслов, планов, обеспечение достижения целей фирмы. Распределение объема работ (создание орг.структур, делегирование полномочий, организация взаимодействий между работниками).
Мотивация – стимулирование людей, побуждение их к активной деятельности в достижении целей
Координация- упорядочение, согласование , обеспечение единства совместных действий
Контроль – корректирование, оценка, учет результатов деятельности на всех этапах.
Конкретные функции – производственные (обеспечение сырьём, материалами, технологические, организация труда), управление НТП, экономические.