Что повышает эффективность информирующей речи

Для успеха информирующей речи важно, чтобы:

§ оратор имел как можно более точное представление о со­ставе и интересах аудитории и учел их в формулировке темы и в способе раскрытия ее содержания;

§ поставленная проблема имела решение и находилась в компетенции аудитории;

§ новое в речи соседствовало со старым и выделялось на фоне известного;

§ информация преподносилась не изолированно, как от­дельный факт, а как элемент системы;

§ преобладала «порционная» подача материала.

Напомним, что помимо этого оратор должен учитывать, какая именно информация необходима для данной ауди­тории по данной теме и в соответствии с другими, иногда не менее важными целями речи: заинтересовать, пока­зать с хорошей стороны себя, противопоставить свое выступление (себя) другим выступающим и т. п.

Виды информации в различном соотношении являют­ся неотъемлемым компонентом любой речи любого жанра, однако в некоторых жанрах информационная составляющая становится ведущей. Прежде всего, это такие жанры, как сообщение, комментарий, доклад, лекция, интервью и др. Такие разнообразные жанры объединяет то, что без «новости», т. е. информации, они не существуют, и то, что различные параметры информации подчиняются соответ­ствующим постулатам Грайса: количества, качества ин­формации, ее соответствия теме и способа подачи. Постулат количества информации «Говори в меру» тре­бует, чтобы высказывание содержало не меньше и не боль­ше информации, чем требуется для выполнения текущих целей диалога.

Постулат качества информации «Старайся, чтобы твое высказывание было истинным» диктует не говорить того, что считаешь ложным, или того, на что у тебя нет доста­точных оснований.

Постулат отношения «Не отклоняйся от темы» очень важен, поскольку он требует говорить только по существу дела, избегая ненужного.

Постулат способа. Общий постулат: « Выражайся ясно», а это прежде всего значит: избегай непонятных выраже­ний, неоднозначности, ненужного многословия.

Эти постулаты справедливы не только применитель­но к информационной речи, но и к любой другой. При этом сохраняется требование не ограничиваться перечис­лением событий, фактов, а раскрывать понимание отно­шений между этими явлениями, фактами, событиями (стремиться к преобладанию в речи концептуальной ин­формации), а также извлекать из описания этих фактов, явлений, событий скрытый смысл (подтекстную инфор­мацию).

 

 

 

Очевидно, что все элементы текста информационной речи должны быть связаны, сцеплены между собой. В каж­дом тексте, как правило, обнаруживаются, поддаются на­блюдению и описанию формальные, внешние связи меж­ду отдельными частями текста, но важно, чтобы все элементы текста были интегрированы и с помощью наи­более существенных причинно-следственных связей меж­ду его частями.