Устойчивое развитие как фактор управления земельными отношениями

Управление в области использования и охраны земельных ресурсов ос­новывается на принципах устойчивого развития территории, т.е. сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды. В соот­ветствии с этим требованием Указом Президента РФ «О концепциях перехода Рос­сийской Федерации к устойчивому развитию» от 01.04.1996г. утверждена разрабо­танная Правительством РФ - концепция перехода Российской Федерации к устой­чивому развитию.

Согласно положениям Концепции необходимо осуществить в Россий­ской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечи­вающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем со­хранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в интересах нынешних и будущих поколений людей.

Основными направлениями перехода Российской Федерации к устойчи­вому развитию являются:

• создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, включая совершенствование действующего как общего, так и земельного за­конодательства, определяющего, в частности, экономические, социальные и экологические механизмы регулирования природопользования и его состав­ных - землепользования и др.;

• разработка систем стимулирования хозяйственной деятельности, установление пределов ответственности за ее результаты, при которых био­сфера должна восприниматься не только как поставщик ресурсов, но и как фундамент жизни, сохранение которого должно стать неотъемлемой состав­ляющей социально-экономической системы, системы землепользования;

• оценка хозяйственной емкости локальных и региональных эко­систем страны, определение допустимого антропогенного воздействия на них, обеспечивающих формирование эффективной системы информационного обеспечения устойчивого развития и создание соответствующей системы вос­питания и обучения;

• скоординированность переориентация социальных, экономиче­ских, экологических, земельных институтов государства, регулирующая роль которых на устойчивом развитии является основополагающей;

• обеспечение прав и свобод граждан, движение к которым пред­полагает формирование открытого общества, включающего в качестве сис­темных элементов: правовое государство, рыночное хозяйство и гражданское общество;

• разработка программных и прогнозных документов по государ­ственной стратегии действий долгосрочного и среднесрочного характера, включающих в качестве составляющего компонента прогнозы использования земельных ресурсов в результате хозяйственной деятельности, а также крат­косрочные прогнозы и программы отраслевого, регионального (территориаль­ного) и федерального уровней;

• обеспечение устойчивого развития всех регионов, т.е.обеспечить эффективный региональный аспект этой системы, предусматривающий в ча­стности:

- формирование регионального хозяйственного механизма, регулирующего социально-экономические условия создания эффективных земельных отношений;

- выполнение земельно-охранных и природоохранных мероприятий на

и незастроенных территориях городов и других поселений и пригородных зонах, включая их санитарную очистку, рекультивацию земель, озелени и благоустройст­во;

- осуществление мер по оздоровлению населения и развитию социальной инфраструктуры;

- развитие сельского хозяйства на основе внедрения адаптивных технологиче­ских процессов на агроландшафтной основе;

- реконструкция региональной промышленной системы с учетом хозяйствен­ной и экономической целесообразности и потребностей аграрного производства.

В деле устойчивого развития Российской Федерации важное значение имеет разработка направлений международного сотрудничества в деле сохранения зе­мельных богатств, охране лесов и проведению работ по лесовостановлению, борьбе с опустыниванием, предотвращением, предотвращению антропогенных изменений климата и другой деятельности.