Введение (слайд 2).

Анатомия – одна из фундаментальных дисциплин, формирующих базовые знания будущего врача. Без прочных знаний анатомии невозможно полноценное изучение клинических дисциплин.

Путь в клинику лежит через анатомический театр. Военные офтальмологи, разрабатывая свои операции, всегда основываются на знаниях анатомии. Основоположник военно-полевой хирургии Н.И. Пирогов, заложивший в своей монографии «Начала Военно-полевой хирургии» и основы военно-полевой офтальмологии считал, что врачу, особенно выпускнику Медико-хирургической академии, необходимо знать анатомию. И до сих пор это положение актуально для военных офтальмологов. С изучением анатомии примитивное врачевание, граничащее со знахарством, стало обретать статус медицины, как науки, призванной диагностировать, лечить и предупреждать болезни человека.

Учение об анатомии человека не является догмой. Знания в этой области значительно расширились и продолжают углубляться благодаря использованию новых методов исследования, таких как рентгенография, компьютерная и магнитно-резонансная томография, ультразвуковые исследования и другие методы.

Развитие органа зрения*(слайд 3).

Орган зрения начинает развиваться одновременно с формированием головного мозга. Давайте проследим, как это происходит.

На определённом участке эктодермы происходит её утолщение, которое называется медуллярной пластинкой. Эта пластинка прогибается, края прогиба сближаются и она замыкается в трубку, которая отделяется от эктодермы и уже является нейродермой. Это и есть зачаток центральной нервной системы.

Мозговая трубка разделяется на 2 отдела, соответствующих головному и спинному мозгу. Боковые стенки мозгового отдела выпячиваясь в стороны образуют 2 глазных пузырька. Глазные пузырьки через полую ножку сообщаются с мозговой полостью. Это происходит на 3-й неделе развития зародыша, когда его длина составляет всего 3 мм. Впоследствии из стенок пузырька образуется сетчатка, а из ножки пузырька – зрительный нерв. Таким образом, становится понятным, откуда произошло выражение: «Глаз – это часть мозга, вынесенная на периферию.

Вершины глазных пузырей расположены близко к эктодерме. С конца 4-й недели развития над вершиной глазного пузырька начинает формироваться локальное утолщение

________* подробнее будет рассмотрено на практических занятиях.

эктодермы, из которого впоследствии сформируется хрусталик. В это время передняя стенка глазного пузыря начинает прогибаться кзади, превращая глазной пузырь в 2-стенный бокал на полой ножке (вторичный глазной пузырь). В возрасте 6 недель вместе с

прогибающейся стенкой глазного пузыря смещается внутрь «бокала», а затем и отделяется утолщение эктодермы, формирующее хрусталик. Края бокала впереди хрусталика сближаются, формируя зрачок. Наружный листок бокала становится пигментным слоем сетчатки, а внутренний – светочувствительным (собственно сетчатка).

Полость глазного бокала заполнена мезенхимой, из которой впоследствии формируется стекловидное тело. Развитие наружных оболочек глаза – сосудистой, склеры и роговицы – происходит из мезодермы, окружающей глазной бокал. Из наружного, более плотного слоя мезодермы, формируется склера и роговица, а из внутреннего, богатого сосудами – сосудистая оболочка с ресничным телом и радужкой. Передняя часть наружного слоя мезодермы становится прозрачной. Образуется роговица. Эктодерма, покрывающая роговицу, даёт эпителий роговицы и коньюнктивы глазного яблока и век.

Веки в виде 2-х кожных выростов появляются на 2-м месяце развития эмбриона. Слёзные пути возникают на 2-м месяце из энтодермы. Слёзный канал образуется из двух частей, формирующихся навстречу друг другу – со стороны слёзного мешка и со стороны носа и открывается в полость носа на 5-м месяце. В месте встречи обоих отрезков канала может долго сохраняться перепонка и быть причиной слезотечения и гноетечения у новорожденных. Слёзная железа возникает на 3-м месяце развития. На 5-7-м месяце образуется глазная щель.

К моменту рождения ребёнка весь сложный цикл развития глаза не всегда оказывается полностью завершённым. Обратное развитие зрачковой перепонки, перепонки слёзно-носового канала, сосудов стекловидного тела и хрусталика может происходить и в первые недели после рождения ребёнка.

Орган зрения является парным органом и функционирует как единое целое. Он состоит из периферического центрального отделов. (слайд 4)

К периферическому отделу относится глазное яблоко с его вспомогательными органами и зрительный нерв. Вспомогательные органы глаза – это глазница, мышцы глаза, сосуды, нервы, связки, фасции, жировая клетчатка глазницы, а также слёзные органы, веки, коньюнктива, брови.

К центральному отделу относятся проводящие пути, несущие зрительную информацию от глазного яблока (хиазма, зрительный тракт), подкорковые центры (центральный нейрон, зрительная лучистость в виде лучистого пучка Грациоле, ядра глазодвигательных мышц) и, наконец, высший зрительный центр, расположенный в затылочных долях коры больших полушарий головного мозга (17-е поле Бродмана, расположенное по краям шпорной борозды), где, собственно, и формируется зрительное изображение.