ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ЧТЕНИЯ И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ
| Виды ошибок чтения | Возможные причины |
| Замены близких по конфигурации букв | Несформированность зрительного восприятия и/или зрительного образа буквы, недостатки методики обучения |
| Трудности различения буквенных знаков | Нарушения зрительного восприятия, зрительной памяти, трудности формирования зрительного образа букв, недостатки методики обучения |
| Побуквенное чтение | Недостаточная сформированность зрительного образа букв, трудности дифференцирования букв, несформированность навыка слогослияния и/или фонематического слуха, недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия |
| Искажения (перестановки, вставки, пропуски) | Нарушения зрительного восприятия и зрительной памяти, форсирование скорости чтения, трудности концентрации внимания, выраженное утомление, функциональная слабость центральной нервной системы |
| «Застревания» | Несформированность зрительной дифференциации букв, неадекватный темп работы (форсирование скорости обучения), трудности автоматизации навыка |
| Ошибки при чтении по догадке | Проявления общего недоразвития речи (незнание языковых норм), неадекватный темп работы, трудности восприятия незнакомого текста, трудности концентрации внимания |
| Трудности понимания прочитанного | Трудности автоматизации навыка чтения, неадекватный темп (форсирование скорости), трудности концентрации внимания, низкий уровень оперативной памяти, несформированность контроля деятельности |
| Очень медленный темп чтения (побуквенное или слоговое без продвижения в течение года) | Недостаточная сформированность зрительного восприятия и/или звуко-буквенного анализа, трудности артикуляции, трудности концентрации внимания (функциональное напряжение, утомление) |
| Медленный темп чтения (есть продвижение в течение года) | Индивидуальные особенности темпа деятельности |
| Трудности воспроизведения текста (пересказ) | Несформированность вербально-логического мышления, трудности кратковременной слухо-речевой памяти, непонимание прочитанного, трудности концентрации внимания, выраженное утомление |
Качественная оценка предполагает оценку как сформированности навыка чтения (на уровне слога, слова, предложения), так и общего звучания речи (скорость, голос, разборчивость, темп). У детей, испытывающих трудности обучения чтению, как правило, наблюдаются различные нарушения общего звучания речи (в основном это «скачкообразный» темп – то быстрее, то медленнее в пределах одного предложения, иссякающий голос, торопливость). Нарушения общего звучания речи являются специфическим показателем трудностей формирования навыка чтения. Возникновение подобных ошибок свидетельствует о несформированности навыка чтения, трудностях автоматизации, и дальнейшее усложнение материала может привести к возникновению более грубых ошибок. Следовательно, педагогу следует быть более внимательным к ребенку с подобными нарушениями и не форсировать темп обучения. Подобная дифференцированная оценка позволяет качественно составить коррекционную работу с учетом характера трудностей.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Бланк № 1
Задания для оценки навыка письма учащегося 1-го класса*
Фамилия, имя ______________________________________________ Класс ____________
Задание 1. Диктант.
Задание 2. Списывание двух предложений. 1-й класс.
| Небо затянули тяжёлые осенние тучи. На деревьях скоро появятся листочки. |
Задание 3. Самостоятельно подписать 2 картинки (составить по 1 предложению).
Бланк № 2
Задания для оценки почерка учащегося 1-го класса*
Фамилия и имя _____________________________________________ Класс ____________
Задание 1. Списывание слов с рукописного текста.
| сова, вода, будка, топор, круги, Ника, Лиля, щит |
Задание 2. Списывание двух предложений с рукописного текста.
| Зимы ждала, ждала природа. Нам надо было идти домой через дубраву. |
Задание 3. Списывание слов с печатного текста.
| сосна, книга, птица, туча, чаща, жизнь, сушить |
Задание 4. Списывание двух предложений с печатного текста.
| На улице и во дворе много снега. Рита варила кашу. |
Бланк № 3
Протокол оценки навыка письма учащегося 1-го класса
Фамилия, имя _______________________________________________________________
Дата исследования ______________________ Класс _________________
Дата рождения _________________________ Возраст _______________
| Виды ошибок | Задания | ИТОГ | |||
| Ошибки звуко-буквенного анализа | Перестановки | ||||
| Пропуски | |||||
| Вставки | |||||
| Недописывания | |||||
| Контаминации | |||||
| Смешение букв по акустико-артикуляционному сходству | Глухие – звонкие | ||||
| Свистящие – шипящие | |||||
| Лабиализованные | |||||
| Соноры | |||||
| Аффрикаты | |||||
| Ошибки конфигурации букв | Разное количество элементов | ||||
| Пространственное расположение элементов | |||||
| Зеркальное письмо | |||||
| Обозначение мягкости | Гласными 2 ряда | ||||
| Буквой ь | |||||
| Персеверации/антиципации | |||||
| Пропуск слова/предлога | |||||
| Отграничение речевых единиц | Слитное написание слов | ||||
| Раздельное написание слова | |||||
| Неправильный перенос слова | |||||
| Пропуск точки | |||||
| Нет заглавной буквы | |||||
| Каждое предложение с новой строки | |||||
| Аграмматизмы. Нарушения | Словообразования | ||||
| Согласования | |||||
| Управления | |||||
| Употребления предлогов | |||||
| Орфографические ошибки | |||||
| Нарушения почерка | Тремор | ||||
| Нарушения конфигурации букв | |||||
| Нестабильная высота и ширина букв | |||||
| Границы письма | |||||
| Общий итог |
Заключение: ________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Бланк № 4
Задания для оценки навыка чтения учащегося 1-го класса*
Задание 1. Распознавание букв.
| а, о, с, з, е, д, л, м, у, и, ш, ж, х, в, р, ф, П, Л, Б, В, Р, Г, М, И, Н, о, с, е, м, л, и, ш, ц, щ, ж, х, д, у, з, П, Л, М, Г, Р, Н, К |
Задание 2. Чтение слогов.
| се, бы, ми, ню, явн, пла, фро, вздро, быстр, скла, се, ду, ос, пи, уз, вод, пне, гни, дро, тря, шли |
Задание 3. Чтение печатных и письменных слов простого и сложного слогового состава.
| сон, мак, пол, мал, зуб, пот, полюс, карнавал, забор, дрова, тряпка, водопад |
Задание 4. Чтение простого текста.
| Розы На клумбе росли красные розы. Цветы были очень красивые. Лена поливала их каждый день. |
Бланк № 5
Протокол обследования навыка чтения учащегося 1-го класса
Фамилия, имя _________________________________________________
Дата исследования ______________________ Класс _________________
Дата рождения _________________________ Возраст _______________
Задание 1. Распознавание букв.
| ПЕЧАТНЫЕ | балл | а | о | с | з | е | д | л | м | у | и | ш | ж | х | в | р | ф | П | Л | Б | В | Р | Г | М | И | Н | Итог |
| Узнает сразу | |||||||||||||||||||||||||||
| Заменяет | |||||||||||||||||||||||||||
| Не узнает |
| ПИСЬМЕННЫЕ | балл | о | с | е | м | л | и | ш | ц | щ | ж | х | д | у | з | П | Л | М | Г | Р | Н | К | Итог |
| Узнает сразу | |||||||||||||||||||||||
| Заменяет | |||||||||||||||||||||||
| Не узнает |
Общий балл ____________
Задание 2. Чтениеn слогов.
| ПЕЧАТНЫЕ | балл | се | бы | ми | ню | явн | Пла | фро | вздро | быстр | скла | Итог |
| Читает правильно | ||||||||||||
| Искажения | ||||||||||||
| Застревания | ||||||||||||
| Не читает |
Общий балл ____________
Задание 2. Чтениеn слогов.
| ПЕЧАТНЫЕ | балл | се | бы | ми | ню | явн | Пла | фро | вздро | быстр | скла | Итог |
| Читает правильно | ||||||||||||
| Искажения | ||||||||||||
| Застревания | ||||||||||||
| Не читает |
| ПИСЬМЕННЫЕ | балл | се | ду | ос | пи | уз | вод | пне | гни | дро | тря | шли | Итог |
| Читает правильно | |||||||||||||
| Искажения | |||||||||||||
| «Застревания» | |||||||||||||
| Не читает |
Общий балл _________
Задание 3. Чтение слов.
3.1. Простого слогового состава
| ПЕЧАТНЫЕ | балл | сон | мак | пол | Итог |
| Читает правильно | |||||
| Искажения | |||||
| «Застревания» | |||||
| Не читает |
| ПИСЬМЕННЫЕ | балл | мал | зуб | пот | Итог |
| Читает правильно | |||||
| Искажения | |||||
| Застревания» | |||||
| Не читает |
3.2. Сложного слогового состава
| ПЕЧАТНЫЕ | балл | полюс | карнавал | забор | Итог |
| Читает правильно | |||||
| Искажения | |||||
| «Застревания» | |||||
| Не читает |
| ПИСЬМЕННЫЕ | балл | дрова | тряпка | водопад | Итог |
| Читает правильно | |||||
| Искажения | |||||
| «Застревания» | |||||
| Не читает |
Общий балл ___________
Задание 4.